Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России" Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России"
 Помощь  • Правила  •  Поиск   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Рассылка RSS Какой быть школе в поселении и статьи на тему unschooling и домашнее обучение. Следующая тема | Предыдущая тема
Дополнительные настройки темы
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать

АвторСообщение
Oksana_L




Зарегистрирован: 11.03.2006
Сообщения: 119
Благодарили 6 раз/а
Населённый пункт: Germany

449929СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 2007, 17:59 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Интересная статья про американскую школу, где нет никаких программ, дети ходят в школу для того чтобы делать то, что они хотят... что из этого может быть.


Школа, в которой... учителя не учат детей

Здесь действуют совсем иные правила и законы: ученики сами должны захотеть чему-нибудь научиться. И только тогда к ним на помощь приходят взрослые.

- А вдруг он так ничему и не научится? Этот страх заставляет нас постоянно контролировать детей. Мы желаем им добра, мы не щадим сил, но - не верим в них. Вот самая принципиальная граница между педагогическими системами. Учителя, у которых хватает мужества следовать за естественным развитием ребенка и ждать, порой годами, пока он найдет свою дорогу.

И те, кто любовно, ласково, но непреклонно лепит ученика по своему образу и подобию. Чтобы был как все, как положено.

Конечно, даже самые храбрые из нас не могут позволить себе в наших школах то, что легко достижимо в школе долины Садбери. И все-таки доверять ребенку можно прямо сейчас. Везде.
Рыбалка

Каждый год в начале июня Джон приходит в школу поговорить со мной о своем сыне.

Джон - мягкий, интеллигентный мужчина, горячо переживающий за своего сына Дана. Джон немного обеспокоен. Совсем немного, но достаточно для того, чтобы приходить раз в год. Он приходит, чтобы вновь обрести уверенность. Я примерно представляю, как будет происходить разговор.

- Я знаком со школьной философией и поддерживаю ее. Но я должен поговорить с вами. Я обеспокоен.

- В чем проблема? (Конечно, я знаю. Мы оба знаем. Это ритуал. Пять лет подряд мы говорим одно и то же.)

- В школе Дан рыбачит целыми днями.

- Ну и что?

- Весь день, каждый день. Осенью, зимой, весной. Единственное его занятие - рыбалка.

Я смотрю на Джона и жду следующего предложения.

- Я волнуюсь, что он ничего не учит. Он вскоре вырастет и обнаружит, что ничего не знает.

С этого места начинается мое выступление, которое Джон и хотел услышать. "Все в порядке. Дан выучил уже многое. Прежде всего он специалист в рыбной ловле. Он знает больше взрослых о рыбах: их виды, повадки. Может быть, он станет Знаменитым Рыболовом". В этом месте Джону становится немного не по себе. Наверное, картина "Дан - главный авторитет по рыбалке" кажется ему неправдоподобной. Но я продолжаю: "Дан понял и другие вещи. Он научился не выпускать из рук добычи. Осознал ценность свободы. Он научился быть счастливым".

И действительно, Дан - самый счастливый ребенок в школе. Его лицо светится улыбкой, все - от мала до велика - любят его. Моя речь подходит к завершению. "Однажды, если у него пропадет интерес к рыбалке, он проявит такое же усердие в другом деле. Не волнуйтесь".

Джон встает, благодарит меня и уходит. До следующего года.

Но вот однажды Джон не пришел для нашего традиционного разговора. Почему? Дан перестал рыбачить! В пятнадцать лет он увлекся компьютерами. В шестнадцать начал работать в местной фирме. В семнадцать вместе с двумя товарищами организовал собственную компанию по продаже и обслуживанию компьютеров. А в восемнадцать продолжил обучение в колледже. На самостоятельно заработанные деньги. Дан не забыл того, чему научился много лет назад во время рыбалки.
Арифметика

Сидящим напротив меня двенадцати мальчишкам и девчонкам от девяти до двенадцати лет. Неделю назад они попросили обучить их арифметике - сложению, вычитанию, умножению, делению и всему остальному.

- На самом деле вы вовсе не хотите этого знать, - сказал я им неделю назад, когда они подошли ко мне в первый раз.

- Мы хотим, мы уверены в этом.

- Нет, - настаивал я. - Может быть, ваши друзья, родители или родственники хотят этого, но вы сами предпочли бы играть в саду.

- Мы знаем, что мы хотим: обучаться арифметике. Поучите нас, и мы докажем это. Мы будем выполнять все задания и упорно заниматься.

Я знал, что занятия арифметикой в обычной школе занимают несколько лет, и был уверен, что детский интерес иссякнет через пару недель. Но сейчас у меня не было выбора, я был загнан в угол. "Если вы серьезно решили учиться арифметике, я буду ждать вас в этой комнате ровно в 11 часов по вторникам и четвергам. Если опоздаете на пять минут - урок отменяется. Отмена двух уроков - конец обучению". "Согласны", - сказали ребята.

Сложение заняло два урока. Они учились складывать все подряд. Длинные тонкие деревья, короткие толстые деревья, длинные толстые. Они делали дюжины упражнений. На вычитание ушло тоже два занятия, но пришлось дополнительно объяснить "одалживание". Актуальная финансовая проблема. Они шли дальше. Помогали друг другу, когда это требовалось.

После двадцати уроков они одолели все премудрости многолетнего школьного курса. Каждый знал материал намертво.

Мы отметили окончание занятий замечательной вечеринкой.

Алан Уайт, учитель математики в государственной школе, не удивился такому результату. "Известно, что преподаваемый материал сам по себе не представляет сложности. Но действительно трудно, фактически невозможно впихнуть его в головы учеников, которые ненавидят каждую твою попытку. Единственный способ - вдалбливать мало-помалу каждый день годами. Многие шестиклассники все же математически абсолютно безграмотны. Дайте мне ребенка, который хочет знать математику, и мне хватит месяца".
Измы...

В Школе долины Садбери не было случая дизлексии. И никто точно не знает почему. Дизлексия - функциональное нарушение, затрудняющее обучение чтению и письму. Некоторые специалисты считают, что двадцать процентов населения страдают от этой проблемы. Но мы никогда не сталкивались с ней. Должно быть, потому что мы никого не учили, как надо читать. Никто из взрослых не говорил: "Учись читать сейчас". Никто не спрашивал: "Не хотел бы ты научиться читать?" Наш девиз: дождись первого шага от ученика.

В нашей школе некоторые дети начинают читать рано, другие позже. Но именно тогда, когда они к этому готовы. Некоторые "поздние" читатели становятся записными книгочеями.

У нас нет ни одного учебника для чтения - никаких букварей. Интересно, заглядывают ли взрослые, кроме учителей, в эти книги? Они примитивны, скучны и ограниченны! Для современного ребенка, "взращенного" телевидением, эти учебники кажутся идиотскими.

Похоже, каждый школьник учится читать своим методом. Некоторые - когда им читают вслух. Другие - по оберткам от конфет, игровым правилам, уличным вывескам. Кто-то запоминает звуки-буквы, кто-то слоги, а кто-то целые слова. Надо честно признать, мы не знаем, как ученики это делают. И дети сами не могут нам это объяснить. Возможно, чтение для ребенка как умение говорить. Почему дети учатся говорить? В мире люди общаются с помощью речи. А дети больше всего на свете хотят овладеть этим миром. Попробуйте их остановить!


То же самое происходит и в отношении чтения в Школе долины Садбери. Когда детям позволяют определиться в своих стремлениях, они сами понимают, что в нашем мире написанное слово - волшебный ключ к знаниям. И любознательность в конце концов заставляет воспользоваться этим "ключом".
Уроки

Нам приходится быть осторожными со словами. Это просто чудо, когда слово означает одно и то же хотя бы для двоих. Например, "класс". Может быть, там нет такого слова вообще. У большинства людей возникает образ комнаты, где ученики сидят за партами и получают инструкции от учителя. Возникают дополнительные ассоциации: "время урока", "домашнее задание", "учебник". И еще: скука, угнетение, успех, соревнование.

У нас в школе это слово означает совсем другое. Класс - соглашение между двумя сторонами. Оно возникает, когда один человек (или группа) решает, что хочет знать что-то особенное, например алгебру, или французский, или гончарное дело. Некоторое время ребенок работает самостоятельно: находит книгу или компьютерную программу. Но это еще не класс. Это просто обучение.

Однако ребенок может обнаружить, что сам не справится. Тогда он ищет кого-нибудь, кто поможет, научит. Когда найдет, заключается соглашение, формулируются взаимные обязательства. Вот тогда и появляется класс. Те, кто проявил инициативу, - ученики. Кто заключил соглашение - учитель. Учителями могут быть и ребята, и взрослые сотрудники школы, и приглашенные специалисты.

Учителя нашей школы должны быть готовы заключать соглашения, которые отвечают потребностям учеников. Мы получаем много писем от людей, желающих устроиться к нам на работу. Они пространно описывают, что могут дать ученикам. Но для нас важно, что ученики захотят "получить". Учителям-профессионалам это бывает трудно уловить.


Класс оговаривает все условия. Учитель соглашается быть в распоряжении учеников в определенное время. Выбирается учебник, составляется план. Если учитель приходит к мысли, что ему нечего больше дать, то ученикам приходится искать другого учителя. А если ученики не захотят учиться дальше, учителю нужно найти, чем занять себя в означенный час.
Чудо ученичества

Как долго ребенку нужно находиться в школе? Когда приходит время ее покинуть?

В возрасте четырнадцати лет Саул увлекся фотографией. Заполучив темную комнату в школе, он организовал там лабораторию. Но в шестнадцать лет мальчик захотел получить уроки у Мастера. Неделю за неделей он рыскал по Бостону, разыскивая фотографа, который согласился бы взять его в ученики. Ответы не вдохновляли. К тому времени, когда Саул набрел на Джона, он уже знал, как следует просить и отметать возражения. Джону не хотелось рисковать, обучая молодого человека. "Я уже имел дело с подростками, они все безответственны. Не приходят вовремя, лодырничают". Саул настаивал. Два дня в неделю он на автобусе добирался до Бостона и работал у Джона. Без опозданий, прогулов и дурацких шуток. В конце года его попросили остаться в лаборатории. Сегодня Саул - прекрасный фотограф-художник, знающий в совершенстве техническую сторону процесса.

Только однажды "ученичество" потерпело неудачу. Мастер оказался безответственным и не выполнил обязательств. Ученик бросил его и нашел другого специалиста.

Школьники получают опыт ответственности не из книг или лекций, а из опыта реальной жизни. Ты и только ты должен принять решение и жить с ним. Никто не будет думать за тебя и защищать от последствий твоих действий.

взято тут:
http://info.sotvorenie.kiev.ua/content/family_estate/family/child_education/shkola_dolini_sadbery.html
....................................................................
Историческая справка

Школа Sudbury Valley School (школа долины Садбери) была открыта в штате Массачусетс в 1968 году.

В ней обучаются дети с 4 до 19 лет.

Ученики свободны в выборе материала, учебников, учителей. Ни учебного плана, ни программы нет. Все инициативы исходят от детей, учителя только откликаются на эти инициативы.

Управляет школой общее собрание, где каждый ученик и взрослый сотрудник имеют равные права. В том числе и при решении вопросов, связанных с дисциплиной, бюджетом, приемом и увольнением (исключением) взрослых и детей.

Школа находится в особняке. Вокруг - 10 акров старинного парка, лес, поля, холмы, пруд. Есть подсобное хозяйство, конюшня.

Финансовую базу составляют родительские взносы, пожертвования от общественных организаций и заработки самих граждан школы, взрослых и детей.

Жизнь школы основывается на предположении, высказанном Аристотелем 2000 лет назад, что "человеческие существа по своей природе любознательны". Это означает, что дети учатся благодаря своим естественным склонностям, делая то, что они хотят, весь день, каждый день.

_________________
"Как стать счастливым главное познать"

Последний раз редактировалось: Oksana_L (Вт 27 Мар 2007, 12:00), всего редактировалось 3 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Поблагодарили: RadoMira
Oksana_L




Зарегистрирован: 11.03.2006
Сообщения: 119
Благодарили 6 раз/а
Населённый пункт: Germany

449930СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 2007, 18:00 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Выйти из школы в парк,
чтобы начать наконец учиться


...Пока на свете существует школа, а ней - звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены - дети учиться не будут.

Оставьте детей в покое, дайте им полную свободу.

Дайти им право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать.

Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.

К такому выводу много лет назад пришел замечательный преподаватель английского языка, сегодня - доцент МГУ имени М.В.Ломоносова, специалист в области теоретической и прикладной этики образования Милослав Александрович БАЛАБАН.


Звонок на урок как частный случай тоталитаризма

Да, именно так: классно-урочная система образования - со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.

Все, что мы привыкли считать незыблемой основой, сутью школы, нормой ее устройства - весь этот Школьный Режим, который, как мы надеемся, дисциплинирует их и приучает к труду (особенно интеллектуальному), к жизни в обществе с его необходимостью ежедневной работы вообще и над собой в частности, с его графиками, расписаниями, планами и дед-лайнами, с неизбежностью подчинения и cупер-спросом на исполнительность - так вот, весь этот школьный режим на самом деле лишь карательно-принудительная система, не дающая ребенку свободно дышать, жить и развиваться. За то они и ненавидят ее столь дружно и последовательно.

- Если ребенка оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться, - убежден Александр НИЛЛ, создатель и руководитель свободной школы Саммерхилл в Великобритании, за многие десятки лет работы доказавший, что имеет право на столь рискованные заявления.

Это в принципе противоречит всему тому, как мы привыкли представлять воспитание и образование, не правда ли? Но почему-то именно такие (пока очень немногочисленные), так называемые свободные, школы, где отказались от принуждения к учебе, от контроля и оценок, дисциплины и программы, подбирают и возвращают к нормальной жизни детей, забракованных школой традиционной.

В знаменитой московской "Школе самоопределения" Александра Тубельского несколько лет назад поставили фантастический эксперимент - Парк открытых студий по концепции Парк-школы Милослава Балабана. Почти одновременно такой же проект в Екаринбурге в школе №95 начал педагог Александр ГОЛЬДИН.

Открытая студия потому так и называется, что ученики не обязаны приходить туда и в любой момент могут ее оставить, но имеют право прийти в любой день и начать-продолжить там заниматься, иногда обращаясь за помощью к учителю, а чаще помогая друг другу, не ожидая и не опасаясь никаких двоек и троек. Действует категорическое правило для учителей: не принуждать детей посещать свои студии. Учитель имеет право только работать над собой, изобретая способы сделать студию как можно заманчивее для своих маленьких избирателей, голосующих ножками.

Этот неслыханный и труднодостижимый уровень свободы позволяет ребятам не только в упоении носиться по коридорам, но и продвигаться в образовании со своей скоростью, на своем уровне, по своей собственной спирали.

И через некоторое время они начинают двигаться так, как не снилось отказавшимся от них учителям.

Первое время особо отстающим в другой части школы угрожали: "По тебе Парк плачет! Там все такие, как ты - никто ничего не делает!"

Но на итоговом собрании в конце третьего года родителям предложили высказать свои претензии Парк-школе в присутствии администрации.

Педагоги ждали, что гнев, как всегда, будет направлен на отсутствие систематических знаний. Но услышали: - Дети не успевают посещать все интересные для них студии; на словесности и математике, например, не хватает стульев для всех желающих.


Эффект отстегнутого поводка

Дайте ребенку свободу от уроков! Да первое, что он сделает - он начнет ею пользоваться, и ни на одном уроке вы его не увидите. Правильно. И не видят. Около двух месяцев большинство из новичков в Парке не могут выбрать занятия по душе и тем более регулярно ходить на них.

- Они бы и рады, да с собой справиться так сложно, Конечно, и нас проверяют: правда ли, что можно целый день играть в теннис и не посещать ни одной студии? В шутку мы называем это эффектом молодой собаки, отпущенной на свободу с поводка, - говорит Ольга Милославовна Леонтьева, начинавшая проект "Парк открытых студий" как лидер команды учителей и детей. - Потом их "саморасписание" становится более-менее постоянным. И примерно полгода уходит у детей на то, чтобы определить основательно, в каких парк-студиях они хотят заниматься.

В Парке (имя-то какое!) принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью - от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах! По ним и судите, по ним и на работу, и в вуз берите. А уж если мы такие недоверчивые формалисты, то у каждого учителя просто должна быть личная печать, как у врача.

Экзамены... иногда кажется, что только ради них дети и посещают школу, что экзамены стали целью их образования. Но ведь можно и без них!

- Есть опыт других стран, например, Дании, где и взрослые и дети любят учиться и переучиваться, и библиотеки популярнее, чем кинотеатры, - рассказывает Ольга Милославовна. - Дети учатся без регулярных отметок, а выпускные экзамены могут пересдавать в течение всей жизни. Но это мало кому нужно: получить хорошую профессию, даже поступить в гимназию можно, так и не сдав экзамены за девять лет учебы. Школы есть для детей (до 9 класса) и для взрослых, в которых начать или продолжать учебу можно хоть в шестьдесят лет.

...Когда у набегавшегося ребенка через три-шесть месяцев заканчивается процесс выздоравления от ненависти к подневольному интеллектуальному труду, начинают происходить интересные вещи.

Оказавшись в условиях парковой свободы (единственное ограничение: нельзя покидать территорию школы в учебное время - все-таки учителя за твою жизнь отвечают), несостоявшиеся ученики и трудные подростки становятся увлеченными исследователями мира и дружелюбными товарищами собственных учителей и младших ребятишек. И леденящие кровь выпускные экзамены, этот жупел учителей и родителей, эту жердочку, по которой нужно пробалансировать между жизнью и армией - проходят, сдают ребята, как и все остальные - кто с отличием, кто с золотой медалью, кто с серебряной, кто средне по всем предметам кроме позолоченного любимого. С той же процентной нормой сдают, что и в обычной школе! А недавно в московском Парке лучшая ученица отказалась идти на медаль: она не видит в этом смысла. Для многих парковых детей внешние символы успеха постепенно перестают иметь значение.

А ведь это был совсем другой, как говорится, контингент... Когда набирали детей в парк, брали всех, но особенно тех, кому учиться трудно.


Такой успех, такой успех... Уволить немедленно

В 1949 году в таежном поселке на Дальнем Востоке работал молодой преподаватель английского языка Милослав Балабан. Учебников тогда в тех краях не было, а адаптированные книги почему-то были. На основе обильного чтения этих книжек и либеральной системы оценок учитель, которому не жилось спокойно и не работалось по традиции, позволяющий успешно выпускать специалистов, глухонемых к иностранной речи, разработал столь действенные процедуры обучения английскому языку, что успеваемость его учеников оказалась лучшей в СССР - 97 процентов! От феномена поскорее поспешили избавиться.

На новом месте работы, в металлургическом техникуме в Горьковской области, Милослав Александрович продолжил свои либеральные поиски, и к третьему курсу его студенты свободно читали статьи по специальности в американских журналах. На этой основе он написал и издал учебник для техникумов. В связи со всеми этими достижениями он был немедленно уволен.

Ему ничего не оставалось, как поступить в аспирантуру в Москве и защитить диссертацию. Получив кафедру в пединституте на Украине, на факультете иностранных языков, Милослав Александрович организовал на своих занятиях столь интенсивное общение студентов, что уровень знаний языка у них намного превысил программные требования. Необъяснимый успех либеральной методики не устраивал тех, кто постоянно оправдывал собственные неудачи перегрузкой программ. Подозрительного преподавателя и его студентов так долго и кропотливо проверяли, что он сам начал поиски нового места и прошел по конкурсу в подмосковный пединститут.

Однако и там он не стал работать как люди. По известному уже двести лет принципу школ Белл-Ланкастера, где старшие ученики обучали младших, на основе идеи "учебной вертикали" ему удалось показать, что старшие ученики эффективно учатся сами именно потому, что используют свои еще слабые книжные знания по их прямому назначению - объясняя младшим то, что тем бывает трудно понять. Эффект был таким замечательным, что утвержденный министерством и рассчитанный на десять лет эксперимент было приказано прекратить немедленно. Еще бы: студенты так бойко заговорили по-английски, что во время выездных занятий в Москве разговорились и подружились с американскими туристами.

Во всем этом, посмеивается ученый сейчас, была своя логика: что ж, всю систему преподавания отменять? Проще отменить одного выскочку.

В результате Милослав Александрович стал доцентом МГУ имени М.В.Ломоносова. Много лет посвятив теоретической и прикладной этике образования, он пришел к выводу: "В класс-школе ничего, кроме механической техники, нет. Она до сих пор служит механистичной, как признано официальной историей, идеологии примитивного рационализма. Перед нами и нашими учениками стоит огромная задача - вытащить культуру - ее же средствами - из сложившегося тупика."


Фабрика-кухня по выгонке человеков

Нам, родителям, почему-то кажется, что школа, из которой мы вышли сами - единственно возможная структура жизнеустройства для детей в образовании, хоть и нам самим доставалось хлебнуть в ней горюшка... А все-таки в люди вышли... и не хуже других, не правда ли? Мы-то с вами, может, и молодцы, а вот школьная система, из-под которой нам удалось-таки выкарабкаться - всего лишь одна из временных форм, созданная три столетия назад, когда европейская экономика стала строиться на наемном труде и ей потребовались массы пролетариев.

Смешно и невозможно поверить сегодня, что само слово "школа" произошло от древнегреческого корня, обозначающего досуг! У Платона, например, была не школа в сегодняшнем понимании, а открытая студия.

- Именно такой, открытой на вход и выход, были и древняя натурфилософия, и естественная история, и техника. И тысячелетиями действовала система открытого на вход и выход непрерывного образования в разновозрастных группах. За последние два-три века она была разрушена экспансией массовой класс-школы, прообразом которой была мельница, ведь ее создатель и был сыном мельника. - говорит Милослав Балабан. - Учеников, разных по возрасту, способностям, темпераменту, набирали в первый класс для обработки школьными жерновами; в конце года отсеивали хорошо "перемолотых", а остальных отправляли на повторную переработку - на второй год. И на протяжении последних трехсот лет, со времен Яна Амоса Коменского ученик в школе всегда был послушником, а вся школьная система была направлена на подавление воли ребенка. И главным достоинством ученика было полное подчинение учителю, выполнение его распоряжений. Но, вернувшись после школы в семью, такой ученик не мог найти своего места в рыночной системе, был не в состоянии завести свое дело - он умел только подчиняться. Поэтому выпускники школы Коменского были обречены становиться пролетариями. Административная техника управления Нового времени сменила якобы более авторитарный режим феодализма на нечто вполне объективное. Реальной целью этой технической системы образования стало именно публичное ранжирование ("грейдинг") учеников, а не развитие их личных способностей, которые не могут расти согласно единым планам, спущенным из канцелярии.

...Кто теперь скажет точно - школа переняла аппарат и режим принуждения у нарождавшихся фабрик, одновременно это произошло или школа спровоцировала это, но ясно, что новый социальный строй хотел по-другому формировать людей с самого начала. И строгий режим работы от - и до -, одновозрастные постоянные коллективы, экзамены и аттестаты как право на жизнь, контрольные и аттестации со штрафами и отбраковкой неуспешных, - время и пространство, замкнутые на вход и выход (материализованное и структурированное недоверие к человеку) перешли в науку и технику, образование и производство, стали культурной нормой цивилизации.

Что говорить, наемный труд и сегодня нужен... И, наверное, будет нужен всегда. И нельзя ожидать ни от одного правительства на свете, что оно откажется от традиционной школы и возьмется насаждать либеральные отношения в школе, ибо любому правительству нужно массами руководить, и эти массы должны быть удобно руководимы.

Но что же мы в ХХ1 веке с его магическим компьютерным преображением мира и непредсказуемостью развития заталкиваем своих детей - для нас единственных, драгоценных и неповторимых, ради чудесного будущего которых мы готовы на все - в фабрики-фермы образования, где каждый пункт режима и все оттенки взаимоотношений еще на исходе средневековья были разработаны и продуманы для выгонки толп смирных обывателей к допотопным станкам?


Но, позвольте: дети как бы учатся... И как бы миллионами

Как бы! Но хорошее ли образование приобретают в школе за четверки и пятерки с плюсом отдельные интеллектуалы и послушные отличницы? Или это натаскивание примерных детей тому, что им безразлично, невкусно, не нужно, потому что не имет никакой связи с миром их интересов? Соединить же мир их интересов со школьными программами у нас, у взрослых, почему-то ума не хватает.

И потому, если ребенок не рожден с даром высокой социальной адаптивности или со всеядным интеллектом, школа немедленно вступает с ним в открытый конфликт. С трудноуправляемым и маловосприимчивым ребенком из несчастной семьи, с ребенком, таланты которого - не в области абстрактных наук, с ребенком ниже средних способностей, но характером лидера... перечислять можно долго. И нам уже кажется, это неизбежно - война в школьных стенах между взрослыми и детьми. Карательные меры взрослых, партизанское сопротивление детей. Победителей в массовой школе, как правило, нет - на этом фронте всегда без перемен. И большинство учителей, нормальные, добрые, интеллигентные люди, делают это, сгорают на этом, изо всех сил добиваясь дисциплины и выученных к сроку уроков просто потому, что иначе не представляют себе работы в школе. Ведь как иначе удержать за партами ораву детей или подростков, как вбить им в головы систематические знания?

Но дают ли они их? Отдельным счастливчикам, конечно, дают. Но много ли? И что дает школа остальным - точнее, что у них отнимает?

- Еще Лев Толстой, беседуя со школьниками, на глазок определил, что усваивают они всего около десяти процентов изученной программы, - говорит Милослав Балабан. - И в наше время исследования Института Гэллапа подтвердили оценку Толстого: школьники, как и сто лет назад, владеют лишь десятой частью пройденного материала.


"Вы не ругаете, значит, не учите"

...Сначала система ценностей в Парке оказалась настолько неожиданной для взрослых, а свобода детей - настолько неограниченной, что некоторые родители взбунтовались и стали требовать жесточайшей дисциплины по отношению к своим чадам.

- Вы не знаете моего ребенка, Вы не его классный руководитель. Вот раньше, в гимназии, я как только зайду, так мне сразу рассказывают, кому он нагрубил, где нахулиганил, с кем подрался. А Вы знай твердите, что все хорошо. Вы ничего не знаете о моем сыне! - с такими претензиями первое время приходили к Ольге Милославовне родители ребят, которых все равно ничему не выучила жесточайшая дисциплина.

- А у нас этот мальчик был одним из самых лучших учеников: всегда с улыбкой, подвижный, очень любознательный, он у всех учителей вызывал в ответ лишь такие же радостные улыбки, так как с ним было очень интересно работать, он был просто незаменим. У нас все принимали и ценили его, как и всех остальных таким, каким он был. Но самое смешное, что это были родители очень талантливого мальчика, который выучился бы в любой системе, просто идти в ногу со всеми ему скучно, - рассказывает Ольга Леонтьева.

Сама много лет проработавшая в классической школе, она понимает, как раздражали в классической гимназии его постоянные шуточки на уроках. Но кто сказал, от кого это у нас пошло, что умственный труд для детей - священнодействие, юмор и живость - святотатство, а критерий учительского мастерства - слышимость или неслышимость полета мухи на уроке?

- Что дороже - сегодняшнее счастье ребенка, возможность научиться учиться без всякого присмотра и понукания, человеческие качества, которые крепнут и развиваются в обстановке свободы и уважения, - спрашивает Ольга Леонтьева, - или набор знаний, умений и навыков, купленный ценой послушания, унижения, порой даже здоровья и нервных срывов? Зачем платить за него такой дорогой ценой? Ведь всем известно, что знание учебников позже почти полностью исчезает из детской памяти. Однако иногда остается и нечто важное, что помогает ориентироваться в море информации, находить новую и перерабатывать ее на должном уровне. Именно наличие этих скрытых качеств и отличает образованного человека от всех остальных. Над их развитием и надо работать.


Кто такой человек образованный

...Когда заканчивался первый экспериментальный учебный "парковый" год, родителям учеников, еще несколько растерянным, не уверенным в правильности выбора, не расставшимся с ностальгией по настоящей школьной дисциплине, когда учителя ругают родителей за плохую проверку плохо сделанной домашней работы, предложили написать... рекомендательные письма своим детям о том, что в них, детушках, появилось нового и хорошего за время учебы в парке. О том, чему ребята все-таки научились - если вообще научились, бегая по Парку.

И что оказалось.

"Чему я очень рада в моем сыне, Косте М.

Я рада, что ты:

1) Перестал считать, что ты хуже кого-то из ребят умеешь и можешь делать что-то.

2) Не боишься сложного задания, берешься, доводишь до конца, несмотря на сомнения.

3) Понял, что ты интересен многим и можешь многое, чего не могут другие.

4) Научился работать с разными ребятами, сотрудничать, помогать им.

5) Понял, что если поработать, вложить усилия, сделать все, что можешь - то сможешь: сыграть большую роль, сделать большую работу, научить других, стать лучшим в чем-то, научиться многому.

6) Хочешь ходить в школу.

7) Хочешь научиться многому.

Cool Хочешь научиться сложному.

9) Хочешь научиться делать многое хорошо."

Не кажется ли вам, что на освоение такой программы многим людям требуется целая жизнь и иногда не хватает ее? Что это есть не что иное, как умение жить? То, что отличает человека состоявшегося, сильного, способного выдержать жизнь и простроить ее для себя по-своему? Не есть ли это та основа характера и ума, на которую потом должны ложиться (и только и могут правильно лечь) миллионы битов информации - нужной, интересной, осознанно выбранной информации? Нельзя ли сказать, что эти качества - и есть цель воспитания, образования человека?

Учит ли этому традиционная школа? Вернее, удается ли ей научить? Или именно эти качества ей удается подавить и разрушить? Ведь с похожим букетом трепещущих чувств и желаний малыши переступают порог 1 сентября.

Куда, в какой песок уходят потом все эти хотения и понимания?

"Но они же останутся неучами!!!"

Нам привычно кажется, что только академически разработанный глобальный план, сложно связанные между собой программы по школьным предметам могут дать ребенку полноценное, энциклопедическое образование, систематическое представление о мире. Какие битвы разыгрываются в академических институтах за ту "компоненту" или за эту, за включение этого блока или за интеграцию этих наук на этом именно уровне, а не на том... А Маша заболевает ангиной, пропускает компоненту и никогда не наверстывает ее. А у десятилетнего Пети нервный срыв на почве развода родителей, он выбегает в плавках в коридор из бассейна, повергая в шок педколлектив и в слезы маму, и весь блок интегрированных наук этой осенью проскальзывает по краю его сознания, не оставляя отпечатка - вот вам систематические знания, энциклопедический вгляд на мир! Так, может, оставить его в покое? Разрешить ему развиваться не всесторонне, а только по той спиральке, что исходит из маленького интереса, например, к щенкам с толстыми лапами и движется теплым интересом к удивительному устройству жизни вообще? Вы думаете, не увлечется ребенок исследованием на глобальную тему о том, почему у щенков, как правило, толстые лапы - если это его собственный вопрос? Если именно этот научный труд и станет единственным содержанием его школьной жизни первое время? Особенно если учитель будет увлечен этой темой не меньше его?

Лишь бы найти этот интерес! Мотивация горами движет, а витки спирали имеют свойство расширяться, захватывая много нужных вещей по дороге. Увы, может быть, он не доберется до интегралов или органической химии, а также квантовой физики, увлеченно маневрируя лишь в потоках своей информации. Но ведь их и не осваивают 70 процентов детей в обычной школе, и все равно, как подтверждают ученые, 90 процентов программных сведений, вошедших в правое ухо, вылетает из уха левого?

Имеет ли право ребенок стихийно строить траекторию своего образования, пробираясь в море информации вслед за своим самостоятельным интересом, или он должен поглотить отмеренную взрослыми меру культурного опыта человечества - пассивно, с сопротивлением, поверхностно, с провалами, но по плану?

Кровавый это в образовании вопрос. На этом лезвии не один новатор срезался, не одна экспериментальная школа сгорела.

- Мой педагогический опыт показывал, что внутри одного предмета ребенок действительно может выбирать свой путь и при этом развивать знание эффективнее, чем при последовательном изучении, - продолжает Ольга Леонтьева. - Следуя установкам на ценность автономного знания, можно, например, научить детей не только иностранным языкам, но также химии и биологии. Но если так, то почему всю свою образовательную траекторию он не может прокладывать сам? Может!

Так почему бы не поставить ребенка в ситуацию выбора и поиска с самого начала, пока живы его бесчисленные вопросы? Ведь дальше инициировать познавательную активность подростков, убитую школой, будет очень трудно.

- Мне кажется, главное, что мы можем сделать в парк-школе и чего не может сделать класс-школа - это с самого начала создать возможность для поиска каждым ребенком личностного смысла в этой искусственной деятельности, - говорит Александр Гольдин, ныне директор екатеринбургской школы №19, руководитель федеральной экспериментальной площадки "Школа-парк".


Зачем учиться для себя одного?

Удивительно, почему в школе подсказывание считается преступлением. "За подсказки накажу и тех, и других". То есть и того, кто распят у доски, и тех, кто пытается спасти одноклассника от расправы. Весь класс должен сидеть и наблюдать безучастно-насмешливо, как допрашиваемый корчится под вопросами учителя. Каждый сам за себя. Солидарность наказуема не менее, чем преступление. Это - философия Режима.

А если бы жизнь в школе перевернуть с головы на ноги? Если бы дети ежедневно помогали друг другу? Если бы тот, кто прошел материал, растолковывал бы его следующему? Кажется, потеря времени, кажется, он мог бы за это время в собственных упражнениях подналовчиться, на следующую тему перейти. Так нет же! Зачастую формально, поверхностно понятое, знание стирается, как только закрывается учебник. А растолкуй его кому-то помладше, а то и ровеснику, попутно и сам разберись в деталях, открой неожиданно, что и сам половины недопонял, повтори непонятливому раз-другой, наполни скучные формулы теплом человеческим отношений - поймешь этот материал на другом уровне, построишь, сделаешь свое знание, как говорят в Парке. Так устроен человек, что перенимает он знания лучше всего от человека - не с листа, не с экрана. Эмоциональные зацепки, как гвоздики для картин, держат образы, идеи и формулы в нашей памяти. И эта система взаимного обучения, повторяющая естественный процесс домашнего взаимообучения братьев и сестер языкам, домоводству и ремеслам, была известна сотни лет назад. Почему же мы перестроили ее на скучно эгоистичную идеологию потребления без передачи?

- Самая большая и опасная ошибка школы - отнятие у детей права отдавать. Отдавать не тем, кто проверяет, а тем, кто еще не знает, - говорит Ольга Леонтьева. - Выучил параграф, пересказал его учителю, получил отметку, но ни для кого не стал более значимым, ценным человеком. Другое дело, когда один ребенок чему-то научился, а другой попросил объяснить. Они становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым человеком.

Такие живые взаимоотношения старших и младших, естественные в семье, были разрушены очень давно, с появлением классно-урочной школы. Их нужно заново создавать. Не для того, чтобы старшие присматривали за младшими, а для того, чтобы каждому ребенку дать шанс стать для кого-то помогающим, мудрым, опытным старшим... Детям так важно испытывать это чувство! Когда в Парке появляются новенькие, на них просто набрасываются многочисленные "старенькие" опекуны, и новички теряются - не от травли, как обычно, а от сверх-интереса и гиперопеки.

- Возможно, ошибка традиционной системы обучения лежит именно в установке на то, что учащийся должен что-то взять... Ведь зачем учиться, если это никому, кроме тебя, не нужно? Картины пишут, чтобы на них смотрели другие, стихи - чтобы их читали. Доктором становятся, чтобы лечить людей, а поваром - чтобы вкусно кормить. Если это так, то школу мы должны создавать не как место, где можно получать образование, а как возможность расширения своей нужности для других. Ведь ясно, что главное в жизни - найти место, где ты кому-то нужен. Только тогда и будешь счастлив.

Так в школе-парке смещаются ценности: образованием становится не то, что можно получить, а то, что можно отдать.

И единственное, чего в парк-школе нет совсем - это проблем с дисциплиной на занятиях. Муху, правда, все равно не слышно: когда люди действительно работают, он невольно шумят.


Вообще не учиться, а общаться

Милослав Балабан формулирует этот вывод еще более еретическим образом: "Если признать целью образования не возвышение ученика над другими, а расширение и укрепление контактов с миром, то необходимо перестроить весь образовательный процесс таким образом, чтобы максимально увеличить интенсивность общения детей между собой.

Рассматривая образование ребенка как укрепление его места в обществе, можно предположить, что нужно содействовать самому поверхностному, а не углубленному знакомству с учебным материалом.

При этом резко повысится количество возможных контактов с окружающими, станут прочнее социальные связи.

Нельзя ли такое многообразие интересов оценивать выше, чем преодоление очередного програмного материала? Это могло бы создать основу для сдвига учебных и этических ценностей, а с ним - для развития в школе многих качеств, которые до сих пор не привлекают должного внимания в образовании. К ним, например, относятся обычные доброжелательность и терпимость, которые так мало стоят в школе, но так нужны в жизни и которых так не хватает в обществе.

А может быть, вообще пора посмотреть на школу и вуз как на средство для достижения таких целей: быть здоровым, счастливым, творческим, быть действующим лицом, иметь множество добрых и прочных отношений в людьми - быть личностью?


Разговорчики в строю!

Школ таких в России, прямо скажем, немного. Многие школы сами идут к этому, но их давят перспективой ЕГЭ, тестов, единых срезов, исходя из "нам тоже было в школе плохо, но мы отсидели свой срок"...

Сегодня эксперимент в московской Школе самоопределения ведет учитель Татьяна Сергеевна Шагова. А Ольга Балабан возглавила движение - помогает открыться другим паркам, проводит там семинары, помогающие снять страх у учителей перед детской свободой. Теперь ей хочется заняться снятием страха также и с руководителей образования.

- Людей, готовых помочь в организации такой Школы, много, только они сами, мне кажется, еще об этом не подозревают! - улыбается она. - Вот Саммерхил - просуществовала в Англии почти 80 лет. Периодически ее пытаются закрыть, но вступаются ее последователи и выпускники, и школа продолжает работать. Думаю, и в нашем Министерстве образования скрываются до поры до времени терпимые к свободному образованию люди, готовые поддержать создание и развитие сети таких школ в России. Как бы вот только их обнаружить да свести с учителями, готовыми работать в школе-парк?



Марина Космина
журнал "Образование и карьера"


http://www.levi.ru/houses/playground/kosmina_school.shtml

_________________
"Как стать счастливым главное познать"

Последний раз редактировалось: Oksana_L (Сб 17 Мар 2007, 21:55), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
mirandaabeliar




Зарегистрирован: 07.01.2004
Сообщения: 713
Благодарили 60 раз/а
Населённый пункт: Москва

457914СообщениеДобавлено: Вс 11 Мар 2007, 4:24 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Oksana_L, спасибо за отличный материал! - Никто даже не рискует оставить сообщение после такой насыщенной информации: обсуждать нечего! это настоящая Школа Будущего.

_________________
Творцам родовых поместий: Родовые поместья мира
Растения из РП и для РП
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователя
Ветка Сирени




Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 1458
Благодарили 24 раз/а
Населённый пункт: Лучезарное, Моск. Обл.

460951СообщениеДобавлено: Вс 18 Мар 2007, 3:24 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:

Управляет школой общее собрание, где каждый ученик и взрослый сотрудник имеют равные права. В том числе и при решении вопросов, связанных с дисциплиной, бюджетом, приемом и увольнением (исключением) взрослых и детей.


Да, вот это здорово! Ищу свою половинку Ищу свою половинку
Отличная идея!
Взрослый и ребенок равноправны по своей сути. любовь любовь любовь
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Oksana_L




Зарегистрирован: 11.03.2006
Сообщения: 119
Благодарили 6 раз/а
Населённый пункт: Germany

464459СообщениеДобавлено: Вт 27 Мар 2007, 12:06 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Счастливый ребенок или еще раз к вопросу о домашнем обучении…


[се педагоги и родители знают, что лучше всего дети учатся на чужом примере. Само собой, в первую очередь таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам всегда с работы - и за стол, то, сколько бы сына не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление делать так, как отец. И несоответствие этого желания тому, что от него требуют, будет рождать непонимание и сопротивление. Простейший вывод из этого: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы воспитывать нас. Ведь для того, чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Бросить курить, перестать ругаться, начать заниматься спортом и т.д. Все мы хотим счастья своим детям. Мы бьемся изо всех сил, мечемся на двух работах, «вечеруем», ругаемся с начальством, в итоге приходим домой усталые и злые. Для чего? Для того, чтобы наш ребенок вырос счастливым. Но ребенку то счастье нужно сейчас!!! Его сиюмоментное счастье в том, что вы занимаетесь с ним, уделяете ему внимание, даже просто позволяете ему находится рядом. Мы пытаемся вырастить счастливого ребенка, при этом зачастую на собственном примере показывая ему, как мы несчастны.

К сожалению, большинству из нас общество в свое время не сумело помочь понять, где же то Дело, которое помимо зарплаты будет приносить еще и радость. По социологическим опросам 80 % людей хотели бы сменить место работы. То есть восемьдесят процентов людей по восемь часов ежедневно чувствуют себя некомфортно… Отметим это про себя… Вариантов решения этой проблемы всего два: либо уходить с работы и искать Свое Дело, либо менять отношение к работе и учиться чувствовать себя счастливым здесь и сейчас. Но это все – тема для отдельной статьи…



Лучший способ научить чему-то ребенка – это начать делать это вместе с ним. Но когда?!! Мы же все время на работе. А после нее мы настолько опустошены, что не только не способны получать удовольствие от совместных занятий, но даже не в состоянии проверить, как малыш справился самостоятельно. Тем не менее, если на работе мы несчастны, до дома - хоть ненамного счастливее. Ведь, несмотря ни на что, дом, семья – это место, где живет Любовь и Радость. И что же мы делаем?!! Мы берем и передоверяем наше любимое чадо учителям. Людям, которые находятся на РАБоте. А значит, 80% из которых – несчастны.И наши дети по полдня, официально получая знания, неофициально – берут пример с несчастных людей, как нужно жить. Мы снимаем с себя ответственность за воспитание гармоничной и счастливой личности из своего чада, полагая, видимо, что кому-то это нужно больше, чем нам…

Многие скажут: мы отправляем ребенка в школу, чтобы научить его писно, конечно. Но скажите, вы в состоянии научить ребенка сложению, вычитанию, умножению и делению? Вы в состоянии научить ребенка чтению и основам письма? В состоянии. А знаете почему?! Потому, что это осталось у вас в памяти после многих лет школы. А знаете, почему это осталось в памяти? По той причине, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пригодилось в жизни. Все остальное – вы благополучно забыли, потому что за 10 лет вам в голову напихали кучу абсолютно невостребованной информации, и при этом еще научили, как правильно быть несчастным.

Отправляя ребенка в школу, мы демонстрируем, что не в состоянии на собственном примере показать, КАК НУЖНО ЖИТЬ. А это значит, мы признаем, что в какой-то момент сделали неправильный выбор, и, что самое неприятное, что у нас не хватает сил что-либо поменять. Это же так страшно: признать себя неудачником перед собственным ребенком. Но задумайтесь еще раз - лучший способ научить ребенка быть счастливым – это стать счастливым самому. Если ребенок видит, что вы пашете как вол, бьетесь как рыба об лед, и мечетесь как тигр в клетке, то, какое бы образование вы ему не дали, он изначально запрограммирован биться, пахать и метаться…Если вы не способны выбраться из засосавшей вас рутины и нелюбимой работы ради себя самого, то может стоит сделать это хотя бы ради ребенка?

…А лучший способ дать ребенку образование… Давайте для начала решим, чего вы хотите, вырастить «социальный заказ» - специалиста, полезного обществу, или воспитать гармоничную, уверенную в себе личность, которая САМА решит как стать полезной. Подумайте, может быть правильнее научить ребенка основам – тому, что умеете сами. А потом целенаправленно учить его только одному: копаться в себе с тем, чтобы понять, что же ему интересно. И затем поощрять возникший интерес. И уже в той сфере, что заинтересовала Вашего ребенка, давать ему необходимые уроки, находить нужную литературу и педагогов.

Поверьте, вам понадобится гораздо меньше, чем 10 лет, а главное, вам понадобится меньше собственных и детских нервов, здоровья и, по большому счету, средств, чтобы сделать из вашего маленького чуда, высококлассного специалиста. Сохранив его при этом счастливым человеком.

И наконец, становиться счастливым проще вместе. Проведите эксперимент: попробуйте хотя бы в течение недели брать вашего малыша с собой везде, где только можно. Постарайтесь использовать его в качестве лакмусовой бумажки. Пусть он просто будет всегда с вами. Живет тем, чем живете вы.И если вы чувствуете, что в какое-то место ваше чадо брать нельзя – подумайте, может это неправильное место? И если вы понимаете, что нельзя чтоб ваш ребенок видел что-то из ваших занятий – может не стоит этим заниматься? А главное, если даже ребенок вместе с вами подметает двор или моет в ресторане тарелки, он а) чувствует, что нужен вам (и только так он сможет научиться быть нужным кому-то еще), б) на деле понимает чего он хочет в этой жизни и, что не менее важно, чего не хочет, (и определяет это гораздо быстрее, чем сидя по шесть часов над бензольными кольцами и интегралами)…

Безусловно, все вышенаписанное – это в какой-то степени педагогический экстремизм, ведь существуют и альтернативные школы, и учителя, которые любят свою работу, и дети, которые любят своих учителей. Но, увы и ах, большинству из родителей, чтобы увидеть другой путь, нужно подорваться на такой вот эмоциональной бомбе… Домашнее обучение имеет множество своих минусов. Например, один из них – это «корочки»… Ведь пока что в нашей Системе «без бумажки ты…» еще не человек… Но это уже совсем другая история. А значит, продолжение следует…

Виталий Медведь

http://teopsy.e-puzzle.ru/article7.htm

_________________
"Как стать счастливым главное познать"
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Oksana_L




Зарегистрирован: 11.03.2006
Сообщения: 119
Благодарили 6 раз/а
Населённый пункт: Germany

464465СообщениеДобавлено: Вт 27 Мар 2007, 12:25 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Три Метафоры Образования (Дэвида Альберта)

Третья метафора -- Из Искры Возгорится Пламя




Искра стремления к познанию живет в человеке с самого рождения. Учитель или родитель выступает в роди терпеливого хранителя этого пламени. Его задача состоит в том, чтобы из искры осторожно раздувать огонь и подкладывать в него топливо -- веточку за веточкой, уголек за угольком. Это -- настоящее священнодействие, которое радует глаз и согревает душу.

При этом все огни разные и требуют разных видов горючего. Опытным путем познается, какой именно материал порождает самое светлое и горячее пламя, а какой заставляет его шипеть и потрескивать. Также через опыт хранитель огня вырабатывает понимание и чувствительность к естественных колебаниям языков пламени.

И наконец, в какой-то момент, когда огонь набрал силу и горит ярко и уверенно, хранитель просто отходит в сторону и восхищенно любуется им.

Метафора образования как пламени, возгорающегося из искры, отражает трудный путь, в котором отсутствует теоретическая база и какие-либо стандарты для измерения прогресса. Он не терпит усреднения и требует полного доверия к ребенку. Индивидуальность ребенка занимает в нем центральное место, и оба -- и родитель, и ребенок -- учатся жить наполненно и значимо в настоящем моменте, каждый день и всегда.

Как достигнуть внутреннего настроя, который делает это возможным? Самым важным советом, который Джон Холт счел необходимым дать родителям, было бессмертное "доверяйте детям!". Дэвид Альберт перефразировал этот совет с учетом нашей несовершенной природы, и у него получилось нечто очень исполнимое: ДОВЕРЯЙТЕ ДЕТЯМ БОЛЬШЕ!



приведена только третья метафора, первые две лежат по ссылке:
http://community.livejournal.com/ru_unschooling/39170.html#cutid1

_________________
"Как стать счастливым главное познать"
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Askili



Возраст: 30
Зарегистрирован: 30.08.2007
Сообщения: 32
Благодарили 2 раз/а
Населённый пункт: Ростов-на-Дону

530533СообщениеДобавлено: Пт 14 Сен 2007, 14:13 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Oksana_L, огромное спасибо за статьи! Очень и очень интересно!
Спасибо!!! Smile

_________________
Строю Родовое Поместье! Прочитал все книги серии ЗКР Книги ЗКР стали моими настольными книгами
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Boyarka1



Возраст: 59
Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 483
Благодарили 159 раз/а
Населённый пункт: Поселение Майское Владимирской обл.

537903СообщениеДобавлено: Чт 04 Окт 2007, 0:25 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Предлагаю статьи тех, кто знает о семейном образовании не понаслышке.
Первая статья написана учительницей, занимающейся сем. обр-нием с самого его появления в России. Она была учительницей моего сына. Он не учился в школе с первого класса, сейчас учится в МИФИ. А наша любимая Марина Вячеславовна помогает желающим родителям детей Родного, Ладного и Заветного (Влад. обл.) получать семейное обр-ние, оформляя документы в местной сельской школе! Она готова помогать родителям договариваться с местными школами и районными отделами обр-ния и другим поселениям, а также в организации учебного процесса в самом поселении.
http://rodclub.nprosinka.ru/chit/baykova.htm
http://rodclub.nprosinka.ru/chit/nazarova.htm

Об этих формах идёт речь и в Родительском Клубе по четвергам: http://www.anastasia.ru/forums/topic_21325_15.html

Буду рада, если кому-то это поможет. Smile
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователяICQ Number
alysa




Зарегистрирован: 30.10.2007
Сообщения: 356
Благодарили 83 раз/а
Населённый пункт: Божьи Ключики

585520СообщениеДобавлено: Вт 29 Янв 2008, 18:46 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Здравствуйте, может быть кто-то подскажет где познакомится хотябы с примерным договором для перехода на семейное образование?
Кто с какими трудностями встречался и как их решал?

У меня сын недавно согласился учится дома. До этого он посещал первый класс, отучился первое полугодие. У нас в деревне большие расстояния и с некоторыми своими друзьями из соседних деревень и с другого конца деревни он встречался в школе. и только недавно понял, что играть на переменках - ещё не повод ходить в школу.

У меня поместье не в поселении, а в обычной деревне.

И сейчас заботит вопрос как всё это грамотно оформить. И ещё: а если меня категорически не устраивают те учебники, по которым учится наша деревенская школа, то мне искать другую школу или какой-то другой есть выход?

У кого дети, особенно младшие классы были или есть на семейном образовании или других формах обучения дома, поделитесь пожалуйста практическим опытом!!!!!!!!!!!!!!!!

_________________
contraria sunt complementa
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Boyarka1



Возраст: 59
Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 483
Благодарили 159 раз/а
Населённый пункт: Поселение Майское Владимирской обл.

585530СообщениеДобавлено: Вт 29 Янв 2008, 19:05 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Алла, я отправила вам письмо на личку Smile

_________________
http://mayskoe.ru/. Приглашем к нам в поселение Майское!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователяICQ Number
andriyki



Возраст: 62
Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 466
Благодарили 134 раз/а
Населённый пункт: Поселение Заветное Владимирская область.

585544СообщениеДобавлено: Вт 29 Янв 2008, 19:25 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Статей и всяких школ очень много. И даже замечательная школа в Америке не подойдёт для нас. И даже школа Щетинина, не подходит для отдельно взятого поселения. Нет единого варианта школы. Каждая школа должна быть другой, это же естественно. Люди везде разные.

Надо начинать проводить школы силами родителей из самих поселений. Без всяких приглашённых учителей. Процесс должен быть совместным. Обучение должно идти параллельно и родителей и их детей. И тут как я заметил начинается ступор, родители не готовы учится. В крайнем случае они готовы учить. При таком подходе в первую очередь надо заниматься не детьми, а взрослыми.

У нас принято такое представление, что закончив институт или школу, учится дальше не надо. Оказывается надо и даже больше чем в институте и школе. Проверено на личном опыте.

У нас летом прошли 2 летние школы для детей, результат отличный. Вот с родителями не очень. Дети приходили с удовольствием, а вот из родителей ходило 1-2 человека. Я поучавствовал в 2 днях работы школы и остался даволен.

Насчёт домашнего или другого обучения. Скажу так, у меня образование среднее, но за свою жизнь работал на разных должностях и инженером и руководителем, сейчас вот директор Владимирского отделения Академии РА. И я очень хорошо понимаю, что учить надо не математике и литературе, а умению мыслить и принимать решения.

Существующая школа, многим родителям нужна только для того, чтобы дети смогли получить диплом. Но разве стоит 10 лет жизни ребёнка какой-то не нужной бумажки. Образовывайтесь сами и ваши дети будут делать это с вами. Ставьте цели и достигайте их вместе с детьми. Человека умеющего мыслить и достигать целей, возмуть на любую хорошую работу, если он захочет на неё пойти.

У нас летом запланированы 2 школы для поселенских детей и их родителей. И возможно уже не будет в ней таких предметов как математика и физика. Будут совместные решения вопросов, позволяющих научится мыслить и принимать решения.

_________________
"Добрая Земля" http://vk.com/dobrayazemlya
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Boyarka1



Возраст: 59
Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 483
Благодарили 159 раз/а
Населённый пункт: Поселение Майское Владимирской обл.

585550СообщениеДобавлено: Вт 29 Янв 2008, 19:41 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей! Very Happy Very Happy Very Happy
Согласна в каждой букве!
Именно этим и занимаемся в Родительском Клубе!
Надеюсь, что найду более подробную инфу про ваши летние школы.
А у нас в пос. Майском (Влад. обл.) на лето запланирован палаточный семинар, посвящённый Сотворению (физической, душевной и психологической подготовке к зачатию). Вести будет Ирина Лукашова (я только что приехала из Питера с её семинара по осознанному родительству).
Давайте будем делиться образовательными планами!

_________________
http://mayskoe.ru/. Приглашем к нам в поселение Майское!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователяICQ Number
alysa




Зарегистрирован: 30.10.2007
Сообщения: 356
Благодарили 83 раз/а
Населённый пункт: Божьи Ключики

585778СообщениеДобавлено: Ср 30 Янв 2008, 7:02 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Boyarka1, спасибо!

Я много информации уже нашла по вашим ссылкам. Завтра поедем в деревню пока начнём с заявления. Дальше посмотрим.

Насчёт обучения и способности мыслить. Вот у них тема (мы её уже дома проходили): алфавит. Даётся изображения всех тех букв, что были до революции. Мы с сыном читаем, младший рядом. Я объясняю названия букв, говорю, что на самом деле в учебнике ошибка:буква буки называется Бог. Прочитали, поняли, что алфавит - это текст. Отдельно рассмотрели те буквы, значения которых понятно: Земля, Люди, Веди и др. Рассмотрели букву Фита, с которой у нас папино имя начинается, нарисовали монаду. Там у нас у собаки щенки, подумали как дети рождаются. Написали собственные имена, подумали, что они означают. Подумали, почему урезали алфавит и кому это было нужно.

В результате за 35 минут домашнего урока дети получили больше (младший тоже участвовал) чем за полгода в школе.
И им было интересно. Но я к тому, чтобы этот урок своим детям провести не один год шла.

Сейчас купила книжки с тестами для учителей и родителей по которым собственных детей и себя можно контролировать. По математике он за два дня усвоил больше базовых понятий, чем за полгода в школе. Самое интересное, сразу вспоминаю все свои знания:когда цель обучение собственного ребёнка мысль сильно ускоряется.

Всё это время на занятия тратили не больше полутора часов в день между делом. Самый длинный урок - 35 минут по алфавиту, остальные 20 -25 минут и этого оказывается достаточно. Что они весь день за партами делают - непонятно.

_________________
contraria sunt complementa
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Boyarka1



Возраст: 59
Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 483
Благодарили 159 раз/а
Населённый пункт: Поселение Майское Владимирской обл.

585844СообщениеДобавлено: Ср 30 Янв 2008, 12:06 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:

Что они весь день за партами делают - непонятно.

Алла, аминь!
Система построена очень точно, чтобы "одебилить" (Н.Зайцев), а потом сказать: видите мол насколько сложен процесс познания, какая трудная работа учителя, какие неусидчивые и глупые дети пошли...!
Но не хочется ругать её. На каком-то историческом этапе она была нужна, наверное. Нам это ещё предстоит понять. Но сейчас наша задача (совместная родителей и педагогов) сводится к тому, чтобы перестроится с подачи готовых знаний и только в определённое время и определённым способом на взращивание их, формирование собственного мировоззрения тем способом и в том возрасте, каким суждено самим детям!
Вывод такой: не дети для школы (как винтики или горючее для механизма, машины), а Мир (как Школа) для познания и развития детей. Он (Мир), Жизнь уже существуют! Их не надо упрощать, рисовать в книжках, засовывать в программу, как-то по-своему объяснять... Дети рождаются с удивительным врождённой способностью познавать. Чем меньше ребёнок, тем быстрее у него скорость мысли. Он ждёт от взрослых одного, чтобы не мешали ему познавать, чтобы взрослые познавали его вместе с ним и через него... Сможем это понять, научимся на деле чувствовать Бога через детей - сможем выполнить своё родительское предназначение!

_________________
http://mayskoe.ru/. Приглашем к нам в поселение Майское!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователяICQ Number
masteritsa



Возраст: 54
Зарегистрирован: 16.04.2006
Сообщения: 270
Благодарили 12 раз/а
Населённый пункт: Сургут

585971СообщениеДобавлено: Ср 30 Янв 2008, 16:21 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Я вот уже забрала сына из школы. Третий класс. Пока не знаю с чего начинать учить. Пока мы с ним дома учим - всё легко и просто, а как идёт в школу - ему не всё понятно. Ходить в школу отказывается, для этого болеет. 5 раз за 5 месяцев. Учился в полугодии всего 1 месяц.
Написала в школе заявление в декабре. В школу уже не ходим. Договор пока не составляли.
Мой опыт общения со школой уже большой. Старшая дочь закончила школу. Но вывод я сделала такой, что год от года программа становится тупее и тупее. Родителям и учителям в ней не разобраться - не то, что детям. Вы представляете, мой сын в третьем классе учится сразу по двум учебникам математики и двум учебникам русского языка. По новому и по старопрограммному. Учитель говорит, что если учить по одному новому дети не поймут, что откуда берётся. Там всё так запутано, как в поговорке про лошадь и телегу. Непонятно, что впереди стоит. Директор отказывается менять программу так как учебники закуплены на 4 года обучения. А мы ещё тетради покупать должны.

_________________
Лучший будильник - дети!
Надо только вовремя их завести!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователя
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



Журнал модерирования


© 2002-2018 Все права принадлежат Anastasia.ru!
Все материалы, публикуемые на этом сайте, могут быть использованы на усмотрение Фонда "Анастасия", в том числе, и в выпусках Альманаха. Если Вы используете материалы с нашего сайта, то ссылка на нас обязательна. За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация Фонда "Анастасия" ответственности не несёт!


Powered by рhрВВ © 2001, 2002 рhрВВ Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB