Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России" Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России"
 Помощь  • Правила  •  Поиск   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Рассылка RSS Воспитание по Щетинину. Краткий конспект. Следующая тема | Предыдущая тема
Дополнительные настройки темы
Начать новую темуЭта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.   Все сообщения темы   вывод темы на печать

АвторСообщение
mirandaabeliar




Зарегистрирован: 07.01.2004
Сообщения: 713
Благодарили 60 раз/а
Населённый пункт: Москва

92621СообщениеДобавлено: Пн 23 Фев 2004, 4:29 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Считаю, вопросам воспитания надо уделить особое внимание. особенно вопросам формирования творческого коллектива. Именно таким коллективом должен стать сайт. Чтобы плодотворно работать, а не просто приятно общаться и самовыражаться в разных темах.

Делала выжимки из Щетинина - потрясающе интересно. Именно в практическом плане. Осталось применить.

Щетинин: Я глубоко убежден: нынешняя система школы вредна, она загоняет ребенка в угол. Она родилась, вернее, выродилась в такую не случайно. В восемнадцатом году мы сделали первую попытку перестроить буржуазную систему образования. У нас был прекрасный опыт двадцатых годов - мощный расцвет нашей школы. Но мы не успели.
Пошли тридцатые годы - тридцать шестой, тридцать седьмой… Человек, мыслящий активно, не поощрялся, напротив отрабатывались механизмы отсечения неординарных голов. Надо было мыслить с оглядкой. И школа, выражая общественные тенденции, не стала заниматься формированием личности. Ведь это было бы неизбежно связано с внедрением ученика и учителя в жизнь, с преобразованием ее, борьбой за светлые начала. Это представляло опасность. Вот школа и сосредоточила свои силы на *знаниях, учениях, навыках*. Но лозунг *всестороннее формирование личности* нам нельзя было снять. Лозунг мы оставили... После революции был гражданский подъем, и, несмотря на репрессии, начавшиеся перед войной, школа держалась. Отечественная война физически сблизила *мое* и *наше*. Каждый понимал, как он связан со всем народом. А потом начался послевоенный период. Но экстремальной связки школы и жизни уже не было, жизненные обстоятельства сами по себе не подпитывали школу, и она с этой задачей не справилась.
Теперь уже очевидно: попытка осуществить реформу школы, не меняя строй отношений ученика и учителя на основе глубокой демократизации, невозможно. Поэтому реформа и буксует. Ну, изменили бы учебники, ну еще один класс добавили... Самое главное надо изменить строй отношений, систему школы. Школе не хватает сотрудничества, сотрудничества глубокого, начиная с природной сущности человека. Но эту сущность надо изучать, мы же этого не делаем. А ведь ребенок живой, личность удивительная, уникальная. Значит, необходимо заглянуть в медицину, биологию, психологию, физиологию, социологию, пристально всмотреться в философию.

Школа в Текосе: В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей. Здесь никто не скажет, в каком он классе. Нет здесь уроков в том смысле, в тех проявлениях, как они сложились в массовом сознании и практике, нет звонков на урок, нет тем уроков. Не ищите здесь обычные школьные программы и учебники, их тоже нет, таковыми становится что-то другое. Не ищите здесь педагогического коллектива со своими педсоветами и педагогическими объединениями, здесь каждый есть ученик в учителе, учитель в ученике.
Не надо ходить по корпусам, чтобы взглянуть, как обустроены классные комнаты, кабинеты, считать количество компьютеров и тому подобное; вы не сможете восхититься всеми этими прелестями, которыми так кичатся обычные школы. Не смотрите на детей как на школьников, ибо среди них здесь учатся мыслить сердцем, решать умом, строить руками и всей жизнью.
Щетинин: Человек – чело веков, то есть лоб, ум, лицо столетий, ум, формировавший века, ум как результат миллиардов лет эволюционного развития природы. Мы не с нуля начинаем, мы берем эстафету у многовековой истории развития жизни. И мы должны, говоря в классе: *Здравствуйте, дети!*, иметь в виду глубоко осмысленное *Здравствуйте, века!*
Детство – время стремления человека ко всему прекрасному. Мы учили и учились сами на образцах прекрасного, которые дает нам история нашей страны.
Величие человека – в величии его народа. Педагог может достичь наивысшего воспитательного эффекта, когда вместе с учеником мечтает и приближается к мечте. Мечта открывает перспективу, ее высота мобилизует силы, закаляет волю, характер.
Вот какой, думается, должна быть наша педагогическая позиция: *Мы вместе будем бороться, вместе жить, вместе работать над собой, будем бороться сейчас и готовить себя к завтрашней, еще более напряженной борьбе*. Акцент должен быть очень точным: не *совершенствуйся, расти, а я погляжу, как ты это будешь делать, и подсоблю*, а мы вместе будем, обязаны расти, потому что в ответе за свою землю. Такая позиция снимает отчуждение и делает ученика борцом уже на старте жизни. Он не готовится к борьбе, а борется уже сейчас.
Я не верю в педагогику вещаний. Я верю в педагогику борьбы, борьбы не рядом с учеником, а вместе с ним, плечом к плечу. Хотите, чтобы дети жили счастливо и интересно? Мечтайте с ними. Хотите вырастить бесстрашных борцов за светлое, высокое, доброе? Учите их мечтать о светлом, высоком, добром. Хотите убить личность? Убейте мечту.

Если бы у меня спросили: Есть ли первокирпичик, причина причин, энергоисточник развития личности?, я бы ответил: Есть! Это чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. А двигателем развития можно было бы назвать успех в той или иной деятельности. Успех, пусть самый малый, в конкретном нужном людям деле и есть начало расцвета личности.
Определяющее значение при этом имеет любимое дело, к которому лежит душа, в котором Я раскрывается и утверждается наиболее успешно. Поэтому первоочередная задача школы наряду с обучением основам наук – предоставить каждому ученику возможность иметь любимое дело.
Ученик, включенный в разностороннюю деятельность, проходит через цепь поражений и удач, он становится чутким к успехам и неудачам товарищей. В нем крепнет основа доброго, ценнейшее качество – сопереживание, способность прийти на помощь.
Как известно, чтобы воспитать ответственность, есть одно средство: возложить ее на человека.

ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ. Записки педагога М.: Педагогика. 1986.—176 с
В создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков заключается разгадка таланта.
Поиски путей интенсификации учебного процесса, в частности короткий урок и ежедневный тренаж ведущих органов восприятия в разнообразных видах деятельности, направлены на то, чтобы выявить потенциальные возможности и способности каждого ребенка и обеспечить необходимое время для их становления и максимальной реализации.
В Ясных Зорях мы соединили в один учебно-воспитательный комплекс общеобразовательную, музыкальную, художественную, спортивную, хореографическую школы, клубы юных техников и натуралистов, учебно-производственный комбинат.
(Пояснение к этому тексту. Человеческое восприятие работает по-переменно: когда устаешь слушать, можно переключится на зрительное восприятие или на кинестетику. Перегружать какой-либо один канал информации очень неэффективно в плане восприятия этой информации. Кроме того, у каждого человека есть собственные предпочтения к виду деятельности и выносливость к тому или иному каналу восприятия. Вроде как талант. Развитие этого таланта дает сильный импульс к развития и другий сторон личности. Отсюда главный принцип обучения – найди себя.)
Уровень работоспособности учащихся экспериментальных классов после последнего, шестого, урока в 2 раза выше по сравнению с уровнем работоспособности ребят того же возраста после последнего, четвертого, сорокапятиминутного урока.
Результаты показали, что: а) учебная структура, построенная по принципу смены видов деятельности, состоящая из 30—35-минутных уроков, не только предотвращает падение уровня работоспособности учащихся в течение всего учебного дня, но даже способствует его повышению от первого урока к последнему; б) если при 45-минутных уроках наблюдается резкое понижение уровня работоспособности уже к четвертому уроку, то при новом режиме четвертые-шестые уроки оказываются даже более эффективными, нежели первые-третьи.
Т.к. на уроках чтения слух ребят нагружается больше, чем на уроках письма, математики, то музыка в данном случае не может быть контрастным видом деятельности для чтения.

Развитие самоуправления, инициативы каждого — единственно возможный путь совершенствования жизни коллектива.

ДЕТИ - …Не всегда мы умеем сказать так, чтобы не обидеть. Я по себе сужу. Когда мне делают замечание равнодушно, как само собой разумеющееся, мне обидно. Но если чувствуешь, что человек говорит о твоем и с тобой переживает, что ему больно за тебя, не обижаешься, наоборот, хочется исправиться! — А почему мы говорим о замечаниях? Разве это единственный способ общения с учителем? По-моему, важнее подсказать, где у него получается. Как у нас «огоньки» в бригадах проходят? Там мы анализируем прожитый день, отмечаем, кто, как работал, как себя вел с товарищами. Михаил Петрович! Почему вы молчите? Вы же нам на кафедре педагогики что говорите? Искать в человеке положительное. Разве учитель не нуждается в том, чтобы мы помогли ему себя со стороны увидеть? Мы-то его видим чаще вас! А как прошел урок, разве не надо у нас спросить? А почему такие же коллективные анализы, где каждый мог бы высказать свое мнение и о себе, и о других, и о самом уроке, о работе учителя, нам не проводить после урока? Учебная работа идет у нас без коллективного анализа. Мне кажется, это неправильно. — Вы тоже нам не до конца верите. Вы нас усиленно поощряли, восхищались. Слушали с умилением. Как же—деточки, оказывается, мыслят и могут говорить дельно! Неужели вы тоже из диспетчеров? — Взрослости нашей. Захотел — включил: пусть побалуются, поуправляют собой, нами. Захотел — выключил. Удобно, правда? А взрослость—это что, образование, возраст?
Нужно шаг за шагом, ломая перегородки штампов, идти к высоте равенства с детьми. И только тогда начнется мучительно трудное, но крайне важное умение смотреть в глаза ребят не сверху, а прямо. Мы сами, будучи детьми, прошли эту школу искаженных, как в кривом зеркале, отношений взрослого и ребенка. Внушаем из поколения в поколение: старших надо уважать! А верно ли так упрощенно, от календаря распределять достоинства людей? Ира правильно подметила: взрослость—синоним духовности, ответственности. Не годы нужно уважать, а мудрость, силу духа, независимо от возраста.

УЧИТЕЛЯ: Есть такое выражение: торопись не спеша. Мы же слишком спешили. Учителя не успевали перестраиваться. На педсоветах учителя поддерживали меня, но проходили дни, и они остывали, не желая или не умея проявлять инициативу, чтобы реализовать принятое совместно решение. — Мы не против, но как это сделать практически?— спрашивали с беспокойством. Я либо показывал сам, либо приглашал специалистов. Как работать с ученическим коллективом? — посмотрите. Как эффективнее провести урок?—посмотрите. Все чаще сыпались обращения: «А как здесь сделать, посоветуйте...» Казалось бы, чего желать руководителю? Но чем больше я «горел», бросая себя во все точки, тем больше... гасли глаза учителей. Мне казалось, мало доводов, мало практических примеров, и я добывал их, демонстрировал, объяснял. Уходя в школу к семи утра, домой возвращался к одиннадцати ночи и падал от усталости. А мои коллеги, видя, что у меня получается лучше, чем у них, подбрасывали мне все больше и больше своей работы, предпочитая оставаться в стороне. Так парализовалась коллективная мысль, и незаметно вместо атмосферы сотрудничества в школе фактически воцарился авторитарный стиль руководства. Кроме того, сосредоточив усилия на разъяснении преимуществ нового, я допустил еще одну ошибку: получилось так, что наработанный годами опыт каждого из учителей стал как бы бесполезным. «Старое забудьте!»— звучало в подтексте моих выступлений. Отстраненность, а точнее, недостаточная активность и это «напридумали» были неосознанным протестом не против нового, а против его искусственного насаждения, отрицания всего созданного и добытого прежде.

В человеке уживаются две полярности. Первая открыта сомнению, готова отказаться от приобретенного, жаждет новых впечатлений. Ее можно назвать поисковой активностью. Вторая, напротив, бережно отбирает и сохраняет из бесчисленного количества вариантов действий, способов жить вообще и жить среди людей наиболее пригодные, ценные. *Сто раз отмерь — один отрежь*.

Тому, кто увидел новое, надо быть готовым, что другими оно может восприниматься как несостоятельное. *Тот, кто поспешает, так же опаздывает, как и тот, кто медлит*, —Шекспир. *Поспешай не торопясь*. Действовать немедля, но не спеша — это знание и уважение опыта тех, с кем думаешь творить. Коллективу, внедряющему новую идею, нужен лишенный какого бы то ни было давления стиль отношений. Какой бы продуманной, обоснованной и доказанной практически ни была предлагаемая технология, ни в коем случае в оценке деятельности учителя нельзя исходить из того, по-старому или по-новому он работает. Важны эффективность его труда и затраченные усилия. Необходимы также совместный поиск слабых мест в старой системе работы; постепенная замена слабого звена сильным; подготовка разочаровавшихся в прежней методике педагогов к более эффективной экспериментальной; сравнительный анализ успехов и неудач; наконец, совместное планирование следующего этапа поиска с учетом результатов предыдущего.
Педагоги, как никто другой, крайне болезненно реагируют на любую ревизию. Не случайно профессиональная болезнь многих учителей — неумение, я бы даже сказал, неспособность слышать другого. Это абсолютизирование себя — одна из причин разобщения с учениками и друг с другом. Естественные отношения с детьми и коллегами, здоровое видение жизни заказывают педагогу мнить себя совершенным. Нам нельзя быть только командующими, только управляющими, если не хотим остановиться в собственном духовном росте. Надо периодически уходить с капитанского мостика в матросы, вновь становиться учениками. До тех пор пока в школьном коллективе есть только капитаны и только матросы, и дети, и учителя, и руководители школ любого ранга будут глухи к самому дорогому — человеческой мысли.

Погружение—это способ познания.
Сруб колодца. Крутится барабан, наматывает цепь и поднимает полное ведро с чистой, родниковой водой. Школьные предметы—те же звенья. Но сцепления в голове ученика не происходит. Мы пытаемся искусственно соединять их на финише, а надо бы с самого начала крепко связывать параграфы, темы, сосуществующие под обложкой учебника, в стройную, объединенную общей идеей конструкцию Знания. И вдруг слово-ключ, слово-образ— погружение! Постигать Знание нужно, погружаясь в самую суть, усваивая эту идею.
Собственно, что такое мышление как процесс? Уяснение внутренней структуры объекта (явления), фиксирование внешних и внутренних его связей, прогнозирование возможных изменений по мере развития. Учителю приходится определять для самого себя доминанту творческой задачи. Без этого мы не можем учить ребенка мыслить, побуждать его к поиску…
Логично использовать погружение прежде всего в начале знакомства с учебным предметом, чтобы вызвать интерес к нему, стремление познать как можно глубже. Затем, когда интерес к предмету пройдет точку пика, *ага-реакция* гаснет, важно сформировать у школьника мотив учения, установку: *это для меня лично необходимо*. Иначе возьмет верх противоположный притягиванию процесс отторжения от предмета: *У меня не получается, а нужно ли мне это вообще?!* Далее последует вывод: *Не нужно, для меня лично даже опасно, подрывает состояние внутреннего комфорта*, — и ученик подчиняется чувству самосохранения. Ухтомский выразил это так: поведением управляет закон доминанты, т. е. в первую очередь осваивается жизненно значимая деятельность.
Хочу обратить внимание: в рамках одного дня во все периоды погружения учебная работа строилась так, чтобы в различных видах деятельности были задействованы все анализаторы (зрение, слух, моторика), индивидуальные занятия чередовались с групповыми и коллективными, репродуктивные задания с творческими. Поэтому познавательная активность ребят не только не снижалась, но и постоянно росла. И мы объясняли ученикам необходимость отталкивания от себя прежних, пробы своих сил в одном, другом, третьем. Ищи себя, пока не встретишь...
Как мы проектируем погружение? На первое ознакомление с курсом отводится четвертая его часть. Важно обнаружить как можно больше связей и отличий, выявить общее и специфическое, проанализировать, сравнить, обобщить. Мысль учителя при этом в постоянном напряжении: как активизировать класс; как объяснить наглядно и доступно; как сказать так, чтобы ни одно слово не уводило в сторону, не раздражало, — ведь целый день предстоит работать вместе... Привычный порядок расположения ученических столов изменен. Ребята объединены в группы по четыре-пять человек. Учителя у доски может и не быть. Его функции выполняют ученики-консультанты, актив, готовящийся к уроку заранее. Как правило, это наиболее успевающие по данному предмету ребята. Их добровольная нагрузка (обращаю внимание — добровольная) далеко превосходит нагрузку среднего ученика, но они в этом заинтересованы сами. Причем по разным предметам актив будет свой. Как правило, почти каждый выступает в роли и учителя, и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника, но заинтересованного в успехе общего дела.
Нетрудно заметить, что здесь нами использованы многие находки из опыта учителей, разрабатывающих формы организации коллективной учебно-познавательной деятельности, методики Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой. В. Ф. Шаталова, И. П. Иванова, П. М. Эрдниева и других ученых и педагогов-практиков.

Думая над совершенствованием ученического самоуправления, мы все яснее видели необходимость создания другой структуры самого коллектива. В конце концов пришли к разновозрастному объединению, блестяще зарекомендовавшему себя в опыте А. С. Макаренко.
Положение старшего, в которое попадали наши ученики, творило чудеса. Они проявляли требовательность к себе и другим, подтягивались, старались становиться и становились лучше, чтобы быть примером для подопечных. В свою очередь, младшие с рвением влюбленных бежали исполнять поручения старших, ловя в оба уха и оба глаза каждое их слово и жест. Создается прекрасная основа для серьезного воспитания и старших и младших, возникает как бы сам собою дух коллективизма, формируется потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, утверждении гуманных отношений. Союз младшего школьника со старшим утоляет жажду человека быть признанным, значимым в глазах окружающих. *Вот когда вырасту, я...*—мечтает малыш. Жизнь для детей в школе не жизнь, а ее ожидание. Если учесть, что день в детстве гораздо длиннее дня взрослого, нетрудно понять, каким безнадежно несбыточным кажется юному человеку его завтра. И как следствие нашей недальновидности снижается социальная активность детей, появляется вдруг нигилизм подростка, растущая его отрешенность от мира взрослых. Мы не пускали его в свой мир, когда с мольбой и надеждой взывало о том его сердце. Стоит ли удивляться разобщенности между старшими и младшими, их глухоте друг к другу, если каждый занят своим, только ему интересным делом.

Идя навстречу этой удивительно благотворной для воспитания потребности в признании, уважении окружающих, надо испытывать ребят в реальном общественно значимом деле. Таким делом является производство материальных ценностей. Производительный труд и есть заманчивая дверь в таинственный мир взрослых отношений, к которой тянется детское сердце. Острота, свежесть эмоциональных реакций младших помогают тем, кто постарше, лучше видеть и само дело, и себя, и других. В свою очередь, старшие помогают младшим понять суть дела, его значение, организовать труд.
Коллективный труд включает своих участников в такие взаимоотношения, когда сбой в одном звене ослабляет всю цепь, когда некачественная работа одного человека сводит на нет усилия всех. Сознавая себя частью коллектива, человек будет стремиться стать таким, каким его хотят видеть. Поэтому нет у него права быть слабым, несовершенным. Слабостью, несовершенством мы ослабляем свой народ. Мы не смеем проходить мимо страждущего, не смеем быть равнодушными ко злу и добру. Мы за все в ответе. Такое понимание своего места среди людей и есть главный фундамент личности. Недаром А. С. Макаренко опытом своим, всей жизнью страстно и убедительно доказывал, что воспитание должно быть основанным на развитии экономически эффективного, производительного коллективного труда и творчества, что рост личности и самого коллектива «происходит параллельно развитию хозяйства и внедрению коллектива в управление этим хозяйством.
Школа должна быть самостоятельным, экономически эффективным предприятием, а ребята — подлинными хозяевами производства, ответственными за его организацию. Только когда они сами станут решать, как выполнить ту или иную задачу, экономические расчеты, и думать о перспективах расширения производства, мы сможем готовить широко, по государственному мыслящего, знающего, творческого работника, а не просто исполнителя наряда, рабочего задания. Предприятие, на котором работают дети, должно своей целью иметь не план, не прибыль, а воспитание, развитие гармоничной личности, многостороннюю подготовку к труду. В этом его главная специфика. Поэтому оно должно быть не узкоспециализированным, а многоотраслевым. Необходим переход с одного вида производства на другой. Вспомним, процесс развития идет там, где есть необходимость преодоления, «отталкивания» от себя несовершенного, где не допускается привыкания к среде.

В нашем комплексе шесть производственных участков: теплица, кролеферма, микрокалькуляторный, мебельный, керамический, швейный, которые, кроме первых двух, работают с октября по апрель включительно. В остальное время бригады выполняют необходимые сельскохозяйственные работы в колхозе. Занимаются полеводством, садоводством и овощеводством. С октября по апрель через каждые полтора месяца бригады меняют вид производства. Последние две недели каждых двух месяцев комплекс работает ниже обычного уровня. Это переходный период, когда бригады становятся сводными, обмениваясь специалистами: одни учат, другие учатся. Подготовив замену, отряд присоединяется к уже обученному авангарду своей бригады в качестве его коллективного ученика.
А соревнование! Какое это, оказывается, мощное воспитательное средство! Смотры, конкурсы, олимпиады, конкурсы самых различных форм создают драгоценную заинтересованность в общем деле, стремление выполнить его как можно лучше, перенять ценное в опыте других. Поэтому оценке результатов соревнования мы придаем особое значение, ведь выдвигаемые критерии становятся эталонами для самовоспитания и самооценки. Коллективному обсуждению итогов любого дела, дня, отрезка жизни мы учились, применяя опыт Фрунзенской коммуны, методику организации коллективных творческих дел И. П. Иванова.
Закончился учебный день, завершена работа в цеху, в поле, проведены вечер, праздник, встреча, конкурс, дежурство — и сразу же следует их коллективное обсуждение, коллективный анализ. В зависимости от значимости дела, времени, которым располагает коллектив, это может быть или детальнейший анализ, или остановка внимания на основных моментах; высказываются все ребята, затем секретарь комсомольской организации, командир бригады, вожатый отряда. Отмечаются роль и мера участия каждого, никто не остается в тени. Разговор доброжелательный, спокойный, но честный и нелицеприятный. Не обидеть товарища и в то же время откровенно высказать ему в глаза иногда неприятное нелегко, как и быть объективным, не допустить ссоры, озлобленности, личных счетов. Не то слово, не та интонация, не замеченная реакция на сказанное, не увиденное вовремя психологическое состояние — и вот уже общение затруднено, контакт утерян, настроение упало, доверия нет, и пополз холод отчуждения. Мы часто говорим: устами ребенка глаголет истина, имея в виду, что он говорит, не думая, как отзовется его слово. Но надо учить его говорить истину так, чтобы не задеть достоинства другого, не причинить боли. И здесь важен пример старших, их чуткость, внимательность. Ведут анализ обычно наши комиссары, или секретарь комсомольской организации, или вожатый, или председатель совета пионерского отряда. Как построить разговор, на чем сделать акцент, как разрядить обстановку, выйти из конфликтной ситуации — это сложное искусство общения. И здесь на помощь приходит педагог, более опытный, чуткий, мудрый товарищ, но именно товарищ, а не верховный судья.
Разновозрастные коллективы небольшие по количеству (12—15 человек в отряде из пяти классов и, следовательно, 24—30 в двух отрядах бригады), построены на добровольных началах (кто с кем хочет, но не более 3 человек от класса), а потому позволяют найти подход к каждому, узнать его склонности, желания, чтобы помочь найти себя. В таких коллективах создается атмосфера психологического комфорта, раскованности, в которой легче увидеть достоинства свои и товарищей по объединению.
Избранные на год секретарь комсомольской организации, вожатый, председатель совета отряда помогают сменяемым через каждые полтора месяца командирам бригад, отрядов, входящих в бригаду, звеньевым работать с ребятами, управлять без диктаторства, сохранять и развивать отношения сотрудничества. За год большинство членов коллектива побывают в роли руководителя того или иного уровня. Становясь вновь рядовыми, они по-прежнему активно решают все вопросы жизни коллектива, отстаивают свое мнение, правоту, если это необходимо ради интересов дела, чувствуют себя в ответе за все происходящее. Для этого нужна неустанная, ежедневная гимнастика чувств. Сама жизнь потребовала серьезной педагогической, психологической и этической подготовки наших комиссаров. И мы решили специально для них открыть кафедру педагогики.

Начинали в небольшом кабинете директора, а через три месяца уже в просторном классе не хватало мест. На кафедру педагогики стали приходить все, кого интересуют вопросы самовоспитания, кто хотел бы коллективно рассмотреть спорную ситуацию, кого волнуют тайны человеческой психики, и, наконец, избравшие себе профессию учителя. Интерес к проблемам воспитания, к физическим и умственным возможностям человека, который мы наблюдаем сейчас, можно считать одним из существенных позитивных сдвигов в сознании ребят за годы эксперимента.
Детей нельзя воспитывать по-детски. Ребенок играет ту роль, которую ему предоставляют обстоятельства. Маленькая роль растит маленького человека, масштабная, великая роль растит масштабную, великую личность.

Учитель начинается не с любви к детям, а с любви к Родине. Учитель—полпред своего народа, полпред будущего. Это не красные слова. Это ключ к нашему делу, исток таланта учителя. Мы говорим: жизнь—борьба. Педагог вводит ребенка в жизнь, т. е. в борьбу. В борьбу с чем и против кого? Если нет у него ясного об этом представления, его не спасут ни живость, не естественность. Антон Семенович Макаренко не уставал повторять: учителя вне политики нет. Сегодня, как никогда, важно понять, что главное дело учителя — учиться и учить коммунизму. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет еще не значит быть педагогом. Но хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за переустройство мира и человека — значит плохо делать свое главное дело — ваяние личности учеников.
Ты мой ученик. Я твой учитель. Давай подумаем, зачем мы с тобой родились, зачем живем на этой земле. Зачем встретились: ты и я? Не общие слова требуются для ответа! А выношенные, выстраданные, идущие от сердца, чтобы прояснилась картина жизни и наше место в ней. Мы ищем эти слова. Ищем ответ, осмысляя окружающее, тревожа память, вглядываясь в судьбы тех, кого уже нет. У деревьев и цветов, у моря, звезд, птиц ищем ответа. В поэзии. Да! В поэзии жизни. Постигая ее основу, ее истину, мы начинаем понимать себя, других, открываем глубину строк: *Ничто на земле не проходит бесследно...* И приходит обжигающее ощущение своей неразрывной связи со всем сущим на земле. Наступишь на цветок, сломаешь ветку — и что-то утратишь в душе. Сделаешь больно другому — ударишь по самому себе. Всё в жизни связано: тронешь одно — отражается на другом. Будем же чутки к природе и друг другу, как частице вечности.
Коллектив начинается с мечты, со значимой для всех цели, где каждый видит свое личное, ему необходимое. Новое должно обязательно созреть, родиться в коллективе. Нельзя распространять опыт директивно, кампанией. Навязанное новшество превращает людей из творцов в слепых исполнителей.
Быть человеком—значит не потреблять, а творить жизнь, созидать для других. Эту формулу человеческой сущности не раскроешь в одной беседе или лекции. К ее постижению приближают вся школьная жизнь, учение, труд, основанные на принципах общности духовных интересов учителей и учеников. Эгоист, живущий для себя, убивает свое *я*. Его психику поражают страх, озлобленность, что необратимо губит физическое, умственное и душевное здоровье. Только тот, кто живет для людей, отдает им лучшее в себе, кто стремится утверждать в жизни добро и красоту, познает истинное человеческое счастье. В этом мудрая диалектика отношений нашего и моего. Чтобы вести за собой, надо и себя вести, не останавливаясь в этом движении к себе лучшему ни на один день.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователя
SVAROD




Зарегистрирован: 30.09.2003
Сообщения: 1180
Благодарили 13 раз/а
Населённый пункт: Держава Ведорусь.

93963СообщениеДобавлено: Вт 02 Мар 2004, 23:28 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Михаил Щетинин
Родочеловек

Каждый человек - Вечное Изначалье. И вечный Итог, и - Вечный исток. Имею в виду Родочеловека - на этой теории, концепции, философии поставлена наша новая, Русская Родовая школа.
Сама мысль о том, что человек есть часть Великого Космоса, настраивает на раздумья о том, что в человеческом "Я" должно быть, по выражению Вернадского, "космическое нечто", обеспечивающее его активное существование во всем безграничье космической реки жизни. Жить в Космосе - значит понимать и нести в себе его устройство, ясно знать законы его движения, смысл его существования и владеть способами существования в нем.
Пространственные масштабы Космоса, равные безграничью, его жизнь во времени, равная вечности, нескончаемость изменений, происходящих с каждым из составляющих его элементов, подводят человека к необходимости не только знать обо всем, что происходит в Космической реке жизни, но и участвовать в ней деятельно, точно соответствуя ее устремлениям в каждое мгновение космических процессов. Все это предполагает наличие в человеческом "Я" такой мощи способности схватывать, "снимать" бесчисленные сигналы безмерного космоса, иметь внутри себя такую "базу данных", которая бы позволила мгновенно и точно отвечать на постоянно меняющуюся космическую информацию, что невольно мыслящий об этом подходит к выводу:

1) "Космическое нечто" есть некая матричная информационная структура, порожденная, выпестованная биллионами тысячелетий жизни человека, который, таким образом, не может представляться нам как существо, ограниченное жизнью одного века, одного колена и тем более несколькими годами или десятилетиями. Человек - дитя Вечности, и потому он есть сам род, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования.

2) Человек как Род не может сколько-нибудь полно вместиться в искусственный, безличностный, познавательный поток, организованный современной школой в расчете на существо одноколенное, частичное, маленькое, примитивное. И потому Ребенок - Гигант - Родочеловек бунтует, протестует, отвергает, таким образом, выступая как антипод социальной среде, обществу, с которым его так странно готовят работать и жить. Школа Родочеловека должна быть подготовлена Родочеловеком. А потому дети должны стать, как и взрослые, учителями-исследователями, творцами школы Родочеловека, а взрослые, как и дети, должны стать учениками в сотрудничестве с детьми этой моделируемой образовательной системы.

Отсюда принципами Родовой школы должны быть:

1. Принцип народности или Родообразности. Язык, народная песня, танец, ремесла, обычаи, традиции, боевое искусство, изобразительная, звуковая, двигательная культура - все то, что составляет понятия народ, - есть живительные условия врастания ребенка - Родочеловека в мир, освоенный Родом, представленный, развернутый в нем и через него.

2. Принцип истинодержавия или смыслосоответствия. Истина есть Любовь. Ибо Аз есмь Истина, говорит Господь. Смысл всех космических процессов сводится в конечном итоге к достижению полного взаимосогласия всех, составляющих все, т.е. Любви или Истины. Все, чем живет школа, каждый закон физики, химии, математики, биологии, открываемый ребенком вместе со взрослым, должен полностью выстраивать его отношение с миром и самим собою. Лишь в этом случае школа соответствует смыслу жизни ее ученика. Устремление к Истине, к согласованному праведному существованию в мире, истиносоответствие поступков, - атмосфера, в которой только и может развиваться здоровая, нравственная, духовная личность.

3. Вневозрастной принцип существования. Родочеловек возраста не имеет. Память Рода, сосредоточенная в нас, отмеченная, как нам кажется, в понятиях: совесть, искра Божия, матричная основа личности, дух - бесценное сокровище, которое раскрывается в нас неисчерпаемым могуществом при условии опоры на него, обращения к нему. Нам видится, что деление коллектива по возрастам устанавливает доминантность одноколенного человека, опыта его только одноколенной жизни, тем самым отсекается память Рода, космизм знаний, наличествующих в человеке. Принцип вневозрастности утверждает в ребенке Древнего человека, переводит акценты с тела малого на Дух Велик.
Вневозрастной коллектив берет на себя задачу сотворения самой системы образования, распределяет и перераспределяет роли между членами коллектива в зависимости от качества и особенностей результатов труда, особенностей характеров, их склонностей и т.п., но ни в коем случае не по возрастным данным. Пращур словом не играл. Словом пращур отмечал сущностное в каждом наблюдаемом им явлении, предмете, процессе. В пользу вневозрастности коллектива говорят понятия: дети, деди, деды. Как видим, одним именем звались представленные нам, веку данному, края родового древа: дети, деди, деды. Тем самым как бы подчеркивается сущностное единство дитя с дедом... Говорить с ребенком, как с дедом, значит говорить с ним. Нам видится, что детское равно всегда безмерно масштабному. Главная отличительная черта детства - безмерность масштабов устремлений, которые мы часто определяем как максимализм. Не охватывая своим воображением масштабы детского мышления, мы, защищаясь, оглушаем детей, заставляем их кривляться, уводим их в куклоподобность, минимизируем их.

4. Принцип информационной чистоты и ясности.
Мир - поток слова Божьего. Pantareimerem Слово, легко ложится на душу мысль о том, что все, что есть, - информационно и все, что есть, информирует. Две аксиомы: космос - система и космос безбрежен - не возможны без третьей и четвертой:
1) Космос не возможен как система без взаимоинформированности составляющих его элементов.
2) Невероятность масштабов космических пространств возможна лишь при условии гармонии, взаимосогласованности движений по Единому Смыслу, по Единому образу пути, принятым всеми как непререкаемая, неразрушимая константа.

Принятие внутрь себя смысла пути Единого каждым составляющим Единое обеспечивает жизнь и элемента, и системы элементов. Принятие смысла каждым - условие взаимосогласованности их как системы. На этом строилось на Руси вече, на этом держалась казачья лава, на этом строился и строится любой народ как единое целое, это условие существования любого организма, любого тела, любого микро- и макросимбиоза. Принятый внутрь смысл Единого, его образ, видимо, и есть то, что мы обнаруживаем всюду как свое, подобное себе.
Это подобное всем в нас роднит нас, соединяет со всеми, а всех соединяет с нами Знание, и чувство в себе смысла Единого позволяет человеку читать книгу звезд и жить по прочитанному в звездах в одной лаве с ними...
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
bazillius




Зарегистрирован: 28.05.2003
Сообщения: 10

Населённый пункт: Россия

95299СообщениеДобавлено: Пн 15 Мар 2004, 22:14 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Где можно найти книги Щетинина?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
ellay1965




Зарегистрирован: 09.03.2003
Сообщения: 89
Благодарили 4 раз/а


95309СообщениеДобавлено: Вт 16 Мар 2004, 2:53 | Ответить с цитатойВернуться к началу

пожайлуста, кто в курсе, почему не открывается последнее время сайт Родовой школы Щетинина?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
koala




Зарегистрирован: 16.03.2004
Сообщения: 1



95375СообщениеДобавлено: Вт 16 Мар 2004, 17:00 | Ответить с цитатойВернуться к началу

я думаю мы приложили к этому мало усилий и желания . я не причем
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Armine




Зарегистрирован: 16.03.2004
Сообщения: 4



95431СообщениеДобавлено: Ср 17 Мар 2004, 0:52 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Привет, У Щетинина вроде только одна книга "Объять необъятное: записки педагога" Заказать по почте можно на http://www.nvkz.net/perekrestok/jarmarka/books/index.htm#4
А электронную версию легче всего скачать на
http://www.sotvorenie.org/biblio.html
Почему не работает главная страница сайта школы Щетинина я не знаю, но все ссылки, которые я знаю работают:
http:/tekos.narod.ru/stati/ega-2003.htm
http:/tekos.narod.ru/stati/dershava.htm
http:/tekos.narod.ru/lizo/sckola_rochd_segodna.htm
Может, найдете что-то интересное Wink
Рада помочь.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
Oleg Lipko




Зарегистрирован: 24.03.2002
Сообщения: 752
Благодарили 49 раз/а
Населённый пункт: Иркутск

95484СообщениеДобавлено: Ср 17 Мар 2004, 10:14 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Армина, ссылки на школу Щетинина не работают (даже после добавления '/' в адрес)

_________________
Олег Липко
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Armine




Зарегистрирован: 16.03.2004
Сообщения: 4



95485СообщениеДобавлено: Ср 17 Мар 2004, 10:23 | Ответить с цитатойВернуться к началу

пЮАНРЮЧР, ОПНЯРН Ъ ГЮАШКЮ ЕЫЕ НДМС /ОНЯКЕ httr:// gjcnfdbnm Embarassed
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
Armine




Зарегистрирован: 16.03.2004
Сообщения: 4



95486СообщениеДобавлено: Ср 17 Мар 2004, 10:26 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Перевожу: Ссылки работают, ПРОСТО Я ЗАБЫЛА ОДНУ / поставить Embarassed . Напиши http:// а дальше все так же Very Happy
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
Armine




Зарегистрирован: 16.03.2004
Сообщения: 4



95487СообщениеДобавлено: Ср 17 Мар 2004, 10:28 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Уменя все работает...
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
ASerg




Зарегистрирован: 21.10.2002
Сообщения: 30
Благодарили 1 раз/а
Населённый пункт: Irkutsk.gif

109676СообщениеДобавлено: Пн 12 Июл 2004, 17:59 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Здравствуйте. Действительно, главная страница сайта школы Щетинина несколько месяцев уже не работает. Но материалы сайта доступны. Чтобы посмотреть оглавление сайта загляните на http://tekos.narod.ru/2004/.
Ссылки на статьи там содержат лишний раздел 2004/. Например адрес статьи "Юные академики" там указан такой: http://tekos.narod.ru/2004/2004/1-02/akademiki.htm. На самом деле статья находится по адресу http://tekos.narod.ru/2004/1-02/akademiki.htm . Ещё пример: адрес статьи "Идея школы Щетинина" указан как http://tekos.narod.ru/2004/stati/idea.htm, а статья лежит на http://tekos.narod.ru/stati/idea.htm.
Таким образом, подправив вручную адрес, можно посмотреть все интересующие материалы.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Rashaverak



Возраст: 41
Зарегистрирован: 12.08.2004
Сообщения: 445
Благодарили 7 раз/а
Населённый пункт: Ижевск

125504СообщениеДобавлено: Сб 30 Окт 2004, 18:32 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Дык в чем проблема-то?! Почему ссылки не изменить?!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
mirandaabeliar




Зарегистрирован: 07.01.2004
Сообщения: 713
Благодарили 60 раз/а
Населённый пункт: Москва

145162СообщениеДобавлено: Пт 04 Фев 2005, 1:50 | Ответить с цитатойВернуться к началу

СООБЩА РАЗРАБОТАН – И ВСЕМИ УТВЕРЖДЕН

За последнее время СЛУЧАЙНО, одно за другим, попались на форуме высказывания о принципах принятия решений. Как будут приниматься важные для всех поселенцев решения? Как должно быть в идеале? – Директивно-командно? Методом большинства? – НЕТ!
(Раньше почему-то я над этим вплотную не задумывалась.)
Оказывается, есть и сейчас в мире примеры принятия решений, аналогичные нашему Новгородскому Вече. Когда не просто ВСЕ участвуют, но и принимают это решение при СОГЛАСИИ ВСЕХ, а не путем БОЛЬШИНСТВА.

Маринка-пинка …Уравновесить в гармонии это значит найти решение, которое бы устраивало не только большинство, но и меньшинство. Я давно как-то читала статью об японских компаниях. Там никогда не принимается решение, если хоть кто-то в совете директоров против. Остальные либо садятся уговаривать несогласного, либо начинают рассматривать его позицию, чтобы встроить его. Так достигается компромисс, а лучше - золотая середина.
А гармония в моем понимании - это не застывший баланс, а динамика - достижение со-гласия во мнениях не означает стагнации. Каждое новое явление - это импульс, но каждый раз оно должно вписываться в общий замысел, а не стоять особняком.
ДНС - По-русски это называется принцип соборности (не имеет никакого отношения к православию). Только таким способом раньше принимались решений на каждом деревенском сходе во всей России. Вопрос мог решаться очень долго, но решение должно было устроить всех. И это - единственная возможность не дать зародиться трещине при принятии долгосрочных решений в долго существущем коллективе. В отличие от демократического принципа насилия над меньшинством, который неизбежно ведет к конфронтации.
Политбюро ЦК КПСС в брежневские года декоративно изображало тот же принцип. Так возмущающее диссидентов единогласное голосование Политбюро и было имитацией соборности


Еще кто-то предположил, что в будущем, вероятно, будет система внесения предложений (например, через компьютер) от КАЖДОГО голосующего, и каждый может со всеми предложениями ознакомиться, а затем начнется выработка оптимального решения, устраивающего всех.
Времени, конечно, занимает массу – но ГЛАВНЫЕ решения того стоят!
В теме Перса Сбываются прогнозы Анастасии Олег Липко поместил любопытную статью о процветающем НАШЕМ земледельце, а меня заинтересовало в ней прежде всего КАК он этого добился. Как людей организовал. Вот маленький отрывок.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО МУЖИК (Евгений Чебалин)

"…Шугуров верховодил хозяйством более двадцати лет, год за годом реализуя в нем свою пытливо-бунтарскую натуру ошеломляющими результатами - во всем! Начиная с названия. Он возглавил не колхоз, не совхоз, не ООО или фермерское хозяйство - а ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ (ТнВ).
…Шугуров в травле и наездах не сломился. Более того, затеял и приступил к чудовищному по тем временам эксперименту: имея у себя нижайший балл плодородия (34), он демонстративно отказался от применения органических и минеральных удобрений, а также от всех гербицидов, пестицидов и ядохимикатов. С тех пор ТнВ не внесло в почву ни грамма навоза, минеральных удобрений и химикатов. Оно не
протравливает ничем семена (ведя лишь селекционный их отбор), не опрыскивает ничем поля, революционно взломав все каноны, спущенные российскому земледелию. Он руководствуется лишь древнейшим опытом предков и здравым смыслом. Шугуров не
просто выжил в своем эксперименте. На дворе 2003 год. К этому времени головастый пытливый мужик-самородок стал достоянием России, к которому толпами прут канадцы, голландцы и американцы, встречая в хозяйстве нескрываемо усмешливую снисходительность. Они ходят по полям, впитывая результаты дикого для них ТнВ в
стране-волкодаве, где немыслимые для цивилизации бандитские цены на горючее и энергетику, где крестьянин ободран правительством до нитки, где мольбы о дотации для агрохозяйства вызывают лишь ухмылки на чиновной харе, где ожиревший в заботе
о нем канадец либо американец просто окочурился бы в первый же год. Ибо он может позволить себе в своей райской для зернопроизводства зоне тратить с правительственной помощью на производство одного центнера зерна 350-420 рублей (десять-пятнадцать долларов). Шугуров тратит безо всякой помощи и дотаций 40-50 рублей (полтора доллара). При почти таких же урожаях и, естественно, совершенно бешеной (по сравнению с западной) рентабельности. Забугорники, уяснив все это, немеют: ТнВ Шугурова не просто выживает. Оно живет роскошно, получая в зоне
экстремального земледелия 35-40 и более центнеров зерна первого класса с гектара - с высочайшей клейковиной и надаивая от каждой коровы более 3000 литров молока.
В России, СНГ и на Западе фермер тихо верещит от счастья, ликует, если удастся вскарабкаться на уровень в 50% рентабельности. Рентабельность ТнВ зашкаливает у Шугурова далеко за 300 процентов! Ежегодная, чистая прибыль хозяйства более 10 миллионов рублей, а рядовой Товарищ на Вере получает в совокупности около 17 тысяч рублей оплаты за труд, имея к сему - по желанию - и богатейшее подворье. И ВСЕ ЭТО - БЕЗ ЕДИНОГО ГРАММА ОРГАНИЧЕСКИХ, МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ И ЯДОХИМИКАТОВ.

Губернатор Василий Кузьмич Бочкарев, низкий ему поклон за опеку Шугурова, прекрасно сознавая социальную значимость и масштаб этой личности, буквально взашей, с бранью вталкивает в его хозяйство некоторых сельхозпофигистов: "Иди! Смотри! Учись"

- Сколько экономистов, агрономов, управленческого аппарата, сколько главных?
- Да нисколько, таких не водится. Нет у нас главных. На 5000 гектаров растениеводства и тысячу голов КРС есть инженер, который одновременно и зам. директора и завгар, и завскладом запчастей, и водитель служебной ма-шины, и аккумуляторщик. Его помощник - водитель техпомощи, главный ремонтный спец по тракторам и
комбайнам, у нас их одиннадцать и все на ходу, он же электрик, машинист сушилки. И так далее.
Из слов директора вытекало - каждый работник ТнВ - мастер золотые руки, несущий на трудовом хребте по 6-8 профессий, и головой, а главное - карманом, отвечающий за бесперебойную работу своих участков.
- Что, по конкурсу со всей России набирали? - вдрызг растеряны семинаристы.
- Зачем? - усмехается Шугуров, - всё свой, доморощенный кадр. Медведя дуги гнуть да "Камаринскую" плясать учили. А уж русака, когда не пьет...
- И что, никто не пьет? - с утробным разочарованием на эту мыльнопузырную байку выдохнул зал.
- Ну почему. Пили поголовно. Мы их всех и зашили. Под лопатку. Чтобы зубами не выгрызали.
Он, конечно, лукавил, живописуя эдакое неандертальство. В хозяйстве сообща, в оре и муках разработан, но всеми утвержден механизм кнута и пряника. В том числе и "зашитыми" на самом деле. В основе его, как вершина айсберга, - зарплата в 3152 рубля. Но к ней внизу припаян роскошный набор из премий, ценных
подарков, материальной помощи, бесплатных обедов и лечебных курсовок. Этот набор в 3-4 раза больше зарплаты и не подвластен никакому профсоюзу. Один прогул, одна авария или бедлам по вине Товарища по Вере - и набор отваливается в не-бытие, оставляя одноразовому разгильдяю голенькую, как зимняя осина,
зарплату. Повтор разгильдяйства - и коленом под зад...

...И таких по России - сотни, может быть не столь блестяще мозговитых и огнеупорных, но зараженных единой болью и тревогой за Отечество. Дело за малым - свести их вместе, притушить персональные амбиции и сцементировать на русской крови. Чтобы образовался единый ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ фронт сопротивления разрухе и предательству национальных интересов."


Вот она, желанная форма согласия! Не простое большинство или даже "подавляющее", а абсолютное единство! СООБЩА РАЗРАБОТАН – И ВСЕМИ УТВЕРЖДЕН механизм взаимодействия.
Это то же самое, что мы читаем у Щетинина, сравните:

Коллектив начинается с мечты, со значимой для всех цели, где каждый видит свое личное, ему необходимое. Вместе с тем к "моему" можно прийти наиболее коротким путем только через осознание "мы", уважение "я" других.
Новое должно обязательно созреть, родиться в коллективе. Нельзя распространять опыт директивно, кампанией. Навязанное новшество превращает людей из творцов в слепых исполнителей.


Я делаю простой вывод:

В КОЛЛЕКТИВАХ РОДОВЫЙ ПОСЕЛЕНИЙ - ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ПРИ УЧАСТИЕ И СОГЛАСИИ АБСОЛЮТНО ВСЕХ ЧЛЕНОВ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailЛичная страничка пользователя
SVAROD




Зарегистрирован: 30.09.2003
Сообщения: 1180
Благодарили 13 раз/а
Населённый пункт: Держава Ведорусь.

407300СообщениеДобавлено: Сб 11 Ноя 2006, 2:30 | Ответить с цитатойВернуться к началу

У кого нибудь есть новые материалы по Щетинину?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Ykar

Ищу половинку :)




Зарегистрирован: 15.02.2004
Сообщения: 5777
Благодарили 56 раз/а
Населённый пункт: родился рядом с рекой Амур

408569СообщениеДобавлено: Пн 13 Ноя 2006, 14:14 | Ответить с цитатойВернуться к началу

фильм "Осиянная весть" на ДВД.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailАнкета пользователяICQ Number
Показать сообщения:      
Начать новую темуЭта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.   Все сообщения темы   вывод темы на печать


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



Журнал модерирования


© 2002-2018 Все права принадлежат Anastasia.ru!
Все материалы, публикуемые на этом сайте, могут быть использованы на усмотрение Фонда "Анастасия", в том числе, и в выпусках Альманаха. Если Вы используете материалы с нашего сайта, то ссылка на нас обязательна. За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация Фонда "Анастасия" ответственности не несёт!


Powered by рhрВВ © 2001, 2002 рhрВВ Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB