22 мая 2023
Ох уж эти майские денёчки! В голове и на улице лето, причём, в голове оно начинается гораздо раньше. Но у нас занятия, мы завершаем курс естествознания. Мне нравится слово "естествознание", даже больше, чем "природоведение", и уж тем более "окружающий мир".
Несколько занятий ранее мы говорили о звёздах и галактиках, потом о строении атома и квантовой физике, о природе света и звука, а потом вновь вернулись на землю. А тут внезапно май! Красотища! Всё цветёт, и деревья цветут! Черёмуха, ива, груша, яблоня, осина отцвела, тополь готовится, рябина, бузина, на очереди берёза, сосна, дуб! А для чего деревья, и вообще растения цветут? Правильно, чтобы получились плоды и семена, чтобы выросли новые деревья.
А есть растения, которые не цветут? Грибы! Но грибы это не растения. Ну, тогда нет! Думаете, нет? Будем искать!
Идём – по пути макушки молодых сосен обломаны – лоси прошли. Кора ободрана, смола течёт. А вы знаете, как ещё называют смолу? Живица! А как используют? Верно, для производства различных лекарственных средств. А лет триста назад смола была одним из главных российских экспортных продуктов в Европу. Как думаете, для чего её использовали? – Так же как и сейчас – лекарство! А вот и не совсем! Как смазка? Как топливо? Почти. Смолой обрабатывали корпуса кораблей, смолили.
Тут мы естественно все наелись смолы, и молодых сосновых побегов – отличное средство для здоровья зубов, плюс витаминный коктейль.
Смотрите, какой частый лесок, а ведь лет тридцать назад тут было поле. Как думаете, что здесь могли выращивать? Что чаще всего выращивают на полях в Тверской области?
- Пшеницу? Это вряд ли, уж скорее рожь для нашего климата подходит больше.
А ещё что? Зависли.
Овёс и ячмень – на корм животным, а также технические культуры – лён и картофель. Лён часто сажали вместе с горохом, так что, гуляя по полю летом, можно было полакомиться. А зачем горох? Горох, как почвоулучшающее. Лён много сил из земли вытягивает, а горох восстанавливает.
А как думаете, лет этак через 20 деревьев здесь станет больше или меньше?
- Больше конечно! Вон, раньше их не было, теперь вон сколько, а потом ещё больше станет!
Посмотрите, с другой стороны лес старше, деревья выше, мощнее, но они дальше друг от друга, и их число меньше. То же самое произойдёт со временем и здесь, деревья будут расти, расширять кроны, а тех, кто не успеет дотянуться к солнышку, не останется.
Мы шли в лес за не цветущим растением. Я искал глазами папоротники, но их не было, зато в серой листве заметил чёрный глаз и длинный клюв. Птичка – вальдшнеп! Сидит тихонько, не шевелится, дети мимо проходят. Замахал им руками – смотрите, только тихо! Но, слетела птица, а там четыре яичка. Мы, конечно, уходим поскорее, надеемся, вернётся.
На обратном пути говорю – смотрите, сколько молодых сосёнок, и указываю на дорогу.
- Где? Это сосны?! Правда?!
А на обочине, их, однолеток, самосевом выросших, полно! Что тут началось! Я хочу сосну! Я тоже! Смотрите, я сосну на ладони держу! А у меня целый лес! А там и берёзки меленькие в два листочка подоспели! Дети обувь сняли, песка насыпали туда, и давай там дендропарк разводить!
- Зачем? – спрашиваю.
- Мы дома в горшочки посадим и будем наблюдать, а потом на поле.
Тут же на обочине нашли и не цветущее растение – хвощ. Представляете, такие хвощи, только гигантского размера, росли во времена динозавров! Цветущих растений тогда ещё не было, а хвощи размножаются спорами, этакие микроскопические семена. Тронул шишку на вершине этой маленькой "ёлочки" и из неё пошёл желтоватый дымок.
Как-то примерно так, но только всегда по-разному проходят занятия по естествознанию в Любимой школе.