Здравствуйте Елена!
Правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, осуществляется посредством Земельного кодекса РФ (ст. 7, 8, 58, 101), Лесного кодекса РФ (ст. 7, 46, 63, 60, 64, 66) и ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности (земли лесного фонда), - Правительством Российской Федерации.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.
Перевод земель лесного фонда необходимо отличать от перевода земель лесов одной группы в другую и перевода лесных земель в нелесные.
При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации (Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 647).
Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - перевод) определены Положением
о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (утв. постановлением Правительства РФ от 25 октября 2004 г. N 579). Далее приводится полностью:
2. В состав документации о переводе, представляемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, входят:
1) заявление (ходатайство) физического лица, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления (далее -заявитель) о переводе, подаваемое в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации по месту нахождения участка лесного фонда, с указанием цели использования участка лесного фонда и категории земли, в которую предполагается осуществить перевод.
В случае если перевод не запланирован материалами лесоустройства, но необходим для обеспечения государственных или муниципальных нужд, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие такие нужды;
2) акт выбора участка лесного фонда (далее - акт выбора) с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зоны промышленного или иного объекта на участке лесного фонда на план (чертеж) наносятся ее границы;
3) решение территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации об утверждении акта выбора;
4) акт натурного технического обследования участка лесного фонда, содержание, порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации;
5) расчет размера потерь лесного хозяйства при переводе, составленный в установленном порядке;
6) схема (проект) размещаемого на участке лесного фонда объекта, составленная с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;
7) материалы по оценке воздействия на окружающую среду, подготовленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
заключения федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) и органа (ов) исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в случаях, установленных федеральными законами;
9) справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка;
10) положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим перевод, а также другим материалам, являющимся объектом экологической экспертизы;
11) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на соответствующий участок лесного фонда;
12) проект решения Правительства Российской Федерации, в котором указываются место нахождения участка лесного фонда, его площадь, цель перевода и категория земель, в которую переводится участок лесного фонда;
13) положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту решения Правительства Российской Федерации о переводе;
14) заключение Федерального агентства лесного хозяйства о возможности перевода.
3. Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации в месячный срок со дня обращения заявителя оформляет акт выбора по результатам выбора вариантов местоположения участка лесного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации либо направляет заявителю мотивированный отказ.
Акт выбора и план (чертеж) составляются в 3 экземплярах и утверждаются в 10-дневный срок с даты составления территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации.
Один экземпляр акта выбора и плана (чертежа) остается в территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации, один экземпляр выдается заявителю и один экземпляр направляется в лесхоз Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения соответствующего участка лесного фонда.
Акт выбора и план (чертеж) являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод под заявленные цели, и действуют в течение 3 лет.
4. Заявитель обеспечивает формирование и представление в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации документации, указанной в подпунктах 1 - 10 пункта 2.
5. Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации в 2-недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 настоящего Положения документации представляет ее, а также копию свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда и свое заключение о возможности перевода в Федеральное агентство лесного хозяйства либо направляет заявителю мотивированный отказ.
6. Федеральное агентство лесного хозяйства в 2-недельный срок с даты получения представленной его территориальным органом документации осуществляет подготовку в установленном порядке проекта решения Правительства Российской Федерации о переводе и направляет его, а также документацию, обосновывающую перевод, на государственную экологическую экспертизу.
7. Федеральное агентство лесного хозяйства в 2-недельный срок со дня получения заключения государственной экологической экспертизы по проекту решения Правительства Российской Федерации представляет в Министерство природных ресурсов Российской Федерации документацию по переводу с приложением заключения о возможности перевода либо направляет заявителю мотивированный отказ.
8. Министерство природных ресурсов Российской Федерации вносит в 3-дневный срок в Правительство Российской Федерации проект решения о переводе с приложением документации по переводу либо возвращает представленные материалы на доработку.
Координатор МГЦПП "Ведрусса"
Звягинцев Максим