Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России" Владимирский центр культуры и поддержки творчества "Звенящие кедры России"
 Помощь  • Правила  •  Поиск   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
Рассылка RSS Следы предков и их послания в книгах Следующая тема | Предыдущая тема
Дополнительные настройки темы
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать

АвторСообщение
verasonka

Ищу половинку :)



Возраст: 42
Зарегистрирован: 03.03.2005
Сообщения: 180
Благодарили 7 раз/а
Населённый пункт: Беларусь, Минск

152990СообщениеДобавлено: Ср 09 Мар 2005, 4:39 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Приветствую, единомышленники!
Smile

Люди пишут книги не просто так, а пишут, чтобы повлиять на читателей, донести знания, поделиться информацией... Некоторые книги написаны, чтобы сбить нас с толку (как многие учебники по истории), а многие, наоборот, позволяют по крупицам собрать истинные знания.

В этой теме предлагаю обсуждать книги и собирать по крупицам утерянные знания...

На последующих страницах обсуждаются: Русские классики, Толкиен, Дэн Браун (Код да Винчи)...

Закончила на днях перечитывание "Анны Карениной" Толстого. Очень кстати пришлось. Как будто новыми глазами читала. Судите сами:
См. последние страниц двадцать романа:
часть 8, гл. 12-19:

С. 597 в моей книжке (Минск, 1979):

"Я искал ответа на мой вопрос, а ответа на мой вопрос не могла мне дать мысль, - она несоизмерима с вопросом. Ответ мне дала сама жизнь, в моем знании того, что хорошо и что дурно. А знание это я приобрел ничем, но оно дано мне вместе со всеми, дано потому, что я ниоткуда не мог взять его."

С. 598:

"И разве не то же делают все теории философские, путем мысли, странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию того, что он давно знает, и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его, главный смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться к тому, чо всем известно?"

Это все размышляет Левин на последних страницах романа. Он, вообще-то как наш единомышленник - всё в своём поместье, с природой, с любимой женой-богиней...

Может кто заметил еще что-нибудь интересное, какое-нибудь послание в литературе или где-либо еще? Very Happy Very Happy


Последний раз редактировалось: verasonka (Вс 22 Май 2005, 20:28), всего редактировалось 4 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Obmani-sistemu




Зарегистрирован: 27.11.2004
Сообщения: 355

Населённый пункт: Лукоморье

153040СообщениеДобавлено: Ср 09 Мар 2005, 11:56 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Very Happy

--
Исправлено verasonka Вт Апр 12, 2005 6:43 pm

_________________
Честь имею -сам себе Президент.



Кто назовёт вещи своими именами,построит Вселенную.
Конфуций.

Последний раз редактировалось: Obmani-sistemu (Ср 09 Мар 2005, 12:49), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
ninza




Зарегистрирован: 16.10.2003
Сообщения: 149

Населённый пункт: Минск Клуб Сотворение, - экопосёлок Росы т. моб. 8-029-6-83-66-14 Александр

153051СообщениеДобавлено: Ср 09 Мар 2005, 12:29 | Ответить с цитатойВернуться к началу

<b>verasonka </b>

Почитай рассказы Л.Н. Толстого: (Разрушение и восстановление ада), (Отец Сергий), (Три старца). Это потрясающие вещи. Полностью наши по тематике и смыслу. Не пожалеешь.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
verasonka

Ищу половинку :)



Возраст: 42
Зарегистрирован: 03.03.2005
Сообщения: 180
Благодарили 7 раз/а
Населённый пункт: Беларусь, Минск

153165СообщениеДобавлено: Ср 09 Мар 2005, 22:14 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Спасибо!

А может, что-то есть в книгах Толкиена? Он ведь придумал целый мир, и даже язык. Многие названия существ напоминают некоторые слова. А история смахивает на нашу историю в каком-то смысле. И карта...


Последний раз редактировалось: verasonka (Ср 23 Ноя 2005, 22:38), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Sabadash




Зарегистрирован: 17.09.2002
Сообщения: 971
Благодарили 100 раз/а
Населённый пункт: Казань

153346СообщениеДобавлено: Чт 10 Мар 2005, 17:01 | Ответить с цитатойВернуться к началу

verasonka, любовь

Недавно перечитывала рассказы А. П. Чехова.
Как удивительно они перекликаются с новым временем. Совершенно другое отношение к этим рассказам. К тому, как относилась интеллигенция того времени к деревне, много чего нового почерпнула из того времени для себя. Очень интересно как идеи Анастасии многое ставят с головы на ноги.

Про творчество Толкиена не могу сказать. А вот есть отечественная сказка, написал Н. С. Лесков, называется "Час воли божией", так она очень перекликается с Анастасией. Если удастся отсканировать, размещу на форуме.

Наташа
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автора
eralash




Зарегистрирован: 13.03.2003
Сообщения: 4315
Благодарили 80 раз/а
Населённый пункт: novosibirsk

153448СообщениеДобавлено: Пт 11 Мар 2005, 0:22 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Всем привет!

Sabadash писал(а):

Недавно перечитывала рассказы А. П. Чехова.
Как удивительно они перекликаются с новым временем.


Тоже недавно перечитывал Чехова. А перекликаются потому, на мой взгляд, что люди не меняются.

Sabadash писал(а):

А вот есть отечественная сказка, написал Н. С. Лесков, называется "Час воли божией", так она очень перекликается с Анастасией.


А может это ЗКР перекликается со сказкой Лескова?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
verasonka

Ищу половинку :)



Возраст: 42
Зарегистрирован: 03.03.2005
Сообщения: 180
Благодарили 7 раз/а
Населённый пункт: Беларусь, Минск

153483СообщениеДобавлено: Пт 11 Мар 2005, 2:18 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Спасибо, Наташа!

Я тоже как раз вспоминала про Чехова. Хотела почитать что-либо. Что посоветуешь?

С удовольствием почитаю сказку Лескова. Я вообще очень люблю сказки.
любовь
Вера
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Yunia




Зарегистрирован: 10.06.2003
Сообщения: 56
Благодарили 1 раз/а
Населённый пункт: Эстония

153515СообщениеДобавлено: Пт 11 Мар 2005, 9:27 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Старинные дощечки "Велесовой книги" , подтверждают что жертвоприношений на Руси не было.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
eralash




Зарегистрирован: 13.03.2003
Сообщения: 4315
Благодарили 80 раз/а
Населённый пункт: novosibirsk

153710СообщениеДобавлено: Пт 11 Мар 2005, 22:48 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Всем привет!

Yunia писал(а):

Старинные дощечки "Велесовой книги" , подтверждают что жертвоприношений на Руси не было.


Ага. А отсутствие в земле металлической проводки и оптоволокна подтверждают, что на Руси все жители обладали телепатией.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Sabadash




Зарегистрирован: 17.09.2002
Сообщения: 971
Благодарили 100 раз/а
Населённый пункт: Казань

153756СообщениеДобавлено: Сб 12 Мар 2005, 1:23 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Н. С. Лесков

ЧАС ВОЛИ БОЖИЕЙ



В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот. Величали его так за то, что он не любил воевать, а всем людям добра хотел. Жить он любил по-старинному и управлял своим королевством с большим благочестием по всем памятям, по отцовским и дедовским, и из всех сил хлопотал и заботился, чтобы в его земле правда над кривдою верх взяла и всем людям хорошо было у него под державою, но только все это дело у него не спорилося. Только что начнет Доброхот с одного конца свое дело налаживать, как-глядит - оно у него на другом конце расплетается. Долго бился Доброхот всяким родом и способом и умаялся в хлопотах до семи потов, а успеха ему все-таки нет как нет. И потерял, наконец, Доброхот всякую надежду устроиться, и взяло его от этого такое горе и отчаяние, что не стали его веселить ни скоморошьи потехи, ни пляски, ни женины ласки умильные; опостылели ему звериные ловы, и птичья охота наскучила. Стал король вянуть и к гробу посунулся.
Заметила это жена Доброхота премудрого - Милолика, королева прекрасная, и начала его обнимать и просить с нежностью, чтоб он пожалел себя, и ее, и своих малых детушек и не трудил бы себя долгою тяжкою заботой, а созвал бы скорее со всего королевства самых сановитых бояр и велел бы им всю премудрость обдумать в большой думе засветло и подать себе пред сумерки все дело чистое-на ладошечке.
II
Король Доброхот в сей последний раз нежных ласок своей прекрасной королевы Милолики послушался и созвал своих думных бояр со всей земли и начал у них спрашивать:

81

Все ли у нас под моею державой идет так, как следует?
Советчики отвечали:
С нашей руки видать, будто идет у нас все как следует. Будь только ты у нас многолетне здрав, а для нас ничего окромя сего и не надобно.
Если все вы не врете, то, пожалуй, быть может, и вправду так, - отвечал король.-Хорошо, молодцы, я для вас постараюсь подольше жить, а только мне то огорчительно, отчего у меня под державою не все так, как я хочу: для чего у нас есть холодные и голодные, и отчего не для всех равно все спорится и ладится?
А бояре Доброхоту ответили:
Что тебе этим пустым делом тревожиться! Не прогневайся, посмотри вокруг, ведь оно и по всей земле повсеместно так-не у нас одних все хорошее не спорится, не ладится!
- Ну, пускай повсеместно так, -отвечал король, - а мне это не нравится, я хочу у себя это вывести. Учредимте пример на целый свет, чтоб от нас всем людям хорошо стало. Я затем вас к себе и потребовал, чтобы вы мне скорее это дело обдумали. Подите-ка сядьте честь честью в большой сборне вдоль лавок за стол да не спите, поклав друг другу головы на плечи, и обо всем мне до сумерек обдумайте накрепко, а сутемень придите и выложьте.
Советчики засели совет держать и кой час поспали, а после, проснувшись, все между собою заспорили: одни стали говорить, будто всем хорошо было только в старину стародавнюю; а для того и теперь будто надо опять из могилы на свет старину поднять и начать жить всем по-старинному, как было в прошлое время, при дедах и при прадедах, когда будто бы снег горел, а соломой тушили. А другие стояли за то, что и в ту старину стародавнюю тоже не всем подряд равно хорошо было; а что станет, мол, для всех поравней и порадостней только в будущем. А потому не надо-де нонешним днем очень сильно печалиться и заниматься до устали: нонче, мол, как ни прожить - это все равно,-хоть и пострадать, так не важно стать: наш народишко терпеливый, выносливый - ему уж не первый снег стелет головы, и ему ничего от беды не подеется; а надо нам половчей учредиться на предбудущее, чтобы в веки веков было наше имя прославлено.
Провели в этих речах все время засветло, а в сумерки встали с мест, запахнулися и принесли сутемень свои суды к королю в терем и все готовьем пред ним и выложили.
Слушал долго король все разводы советчиков, и все их слова ему не понравились: покачал он на них головой и прогнал их всех ко своим дворам на полатях спать, а сам еще в два раза смутней закручинился.
Мне, - говорит, - от этого их совета совсем нет ни корысти, ни радости, и сказали они несуразное: потому что не я дам Богу ответ за то время, когда меня не было, и не отвечу я и за то, что после меня
82

в свете останется. А я хочу знать, как я сам теперь должен держав-ствовать, чтобы сейчас всем людям стало полегостней; а вот это-то у меня как раз и не спорится, не ладится.
И начал король один в сумерках по палате из угла в угол ходить, и как до угла дойдет да повернется, то вздохнет глубоко из всей груди, так что везде слыхать, во всем тереме.
Тогда подошла к нему тихо в потемочках старая его мамка, чуждянка, из чужих земель полоненная, и говорит ему попросту:
Ты чего, мое дитятко, все вздыхаешь да охаешь? Ты ведь сам виноват - для чего ты задумал искать на бедную долю совета и разума у своих у бояр и советчиков. Им ведь только и дело - особиться, а до общих забот им и нужды нет, потому что все они только себе добра хотят, а ты повели привести к себе старцев божьих, пустыннич-ков, таких, которым уже свет не мил и земля им давно опостылела. Вот ты их спроси, - им врать нечего, им уже ничего в этом свете не надобно, - так они тебе, может быть, правду и выскажут.
Королю это слово понравилось.
Хорошо, - сказал он, - я тебя очень послушать рад, но только где же могу я таких божьих людей достать?
А старуха отвечает:
Ты об этом не крушися ни малости: слово сказано, что три праведных в каждом царстве есть, и у нас они, милый, водятся. Вот мне помнится, что слыхала я про трех угодных пустынников, которые стоят уже много лет на одних местах, и от всего земного они уж давно отстоялися, а теперь только в то живут, что втроем в один голос за твое царство молятся. Если хочешь ты, чтобы всю правду знать, то скажу тебе, не прогневайся: может быть, только по их молитвам до сих пор господь Бог твое царство и милует.
- Хорошо, - отвечал король, - я сейчас хочу видеть этих угодничков.
Вот таков же и мой совет: пошли, чтобы их сыскать и привести сюда с бережью, и спроси у них сам, отчего у тебя ничто не спорится, не ладится: им все явлено, и они тебе всю правду, как солнышко, на ладоночку выложат.
III
Король Доброхот совета своей мамки послушался и повелел поставить для него при пути стул со спинкою, да и сел на него рано утречком, чтобы видеть людей, когда они в город идут, да у всех у калик перехожих стал спрашивать: не видели ли где трех пустынников, которые отбыли все земное, что им было назначено, а теперь только в то и живут, что за одно его царство господу молятся, и через те их молитвы священные держава его выше всех на земле стоит.
Калики перехожие, те, что все чудеса в свете божием видели, рассказали королю, что такие праведные пустыннички точно есть, но
б* 83

процвели они не в одном месте, а стоят они уже много лет, все порознь спасаются. Один, тот, что постарше всех, просиял в самом диком тесном лесу, где он стал давно на дубу на макушечке, а теперь тот дуб уже высоко возрос и уперся в поднебесье, и старца и солнце жжет и буйные ветры бьют; этот называется старик Дубовик, а веку ему давно лет за тысячу. Другой старичок - этому средний брат - процвел в безбережной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верхового латника с копьем вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот вползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов. Третий же старичок-этим обоим самый младший брат - потопил себя по самую шею посреди невылазных рамедных болот и живет там с лягушками, с змеями, а в лицо его жалит песья муха, и пискун-комар давно из него уже и кровь всю выпил, а старик все стоит, не шевелится; имя ему Водовик, а век его триста лет без единого. И все эти дивные старцы теперь уже чуть живы, так что надо их брать с большой опаской и бережью, потому что от самого малого встрясу все они могут рассыпаться.
И дали калики Доброхоту совет, чтобы послать за старичками самых учтивых людей, полированных, и чтобы взяли послы каждый с собою по мягкой плетушке соломенной, в каких носят гусей пред царским теремом на льду драться. А в каждую плетушечку наказали калики настлать на донышко сена пахучего и мягкого волокнистого мху с старой сосны, а сверху присыпать слегка пухом и драными перьями, чтобы было во что закопаться пустынничкам. И всадить старичков надо вежливо, по-учтивому, и нести во всю дорогу посменно в плетушечках, потому что свои ножки у них отстоялися и ходить они разучилися, а тела у них так изветшились, что нести их посыльным нимало не тягостно.
Разослал король пятьдесят послов во все стороны и велел, чтобы нашли, где хотят, старцев Дубовика, Полевика и Водовика и чтоб сняли их с насиженных мест бережно, посадили половчее в плетушеч-ки и принесли бы к королю на закорочках. И которые из полсотни людей не найдут старичков, а без пользы даром проходят, тем большого наказания пужаться не надобно и домой идти весело; а которые счастливы будут и праведных старичков принесут, тем ждать себе больших почестей: тем поставят каждому у двора по кресту и по шесту, а наверх шеста взденут цветной колпак, чтобы все, кто мимо пойдет, вверх глаза бы драл да им бы завидовал. А дорогой чтобы ни о чем старичков не сметь спрашивать, а сказать только им, чтоб они не боялись для себя ни битья, ни бритья, ни горячего укропа, потому что зовет их сам король к себе на очи и хочет узнать от них только одно: отчего у него все не спорится и не ладится. И как только они ему об этом скажут, так он их ни о чем больше не станет расспрашивать, а наградит всем, что им надобно, и в какой чин они захотят - в
84

тот он их и пожалует. Если они захотят при короле чтобы быть, то он оставит их жить у себя на застолыцине и даст им супротив других кормы вдоволе; а если они, одичавши через долгий век, не поймут, как в столице жить и как при каких церемониях надо ухмыляться или морщиться, то король их за то не сказнит, а опять назад в свою глушь сошлет на тот манер, как самим им понравится,-хоть в колымагах на тавреной, пушной кошме, хоть опять на мхе и на сене в плетушеч-ках соломенных.
Пошли послы королевские, как им было указано, и во все концы королевства рассыпались - в каждый след все по парочке, для того, чтобы, как найдут старичков, так нести их на закорках, не без отдыха, а друг с дружкою в переменочку.
Шли они, шли, не считая сколько дней, очень долго, и все еще без толку, и зашли уже на самый край королевства - дальше чего и идти нельзя, потому что стоят тут чужие стражники, на плечах песьи головы. Но чуть только три пары послов заверну лися, вскоре же обрели всех трех старичков - одного в лесу, другого в поле, а третьего посреди рамедных болот. Сказали им посланцы от своего короля поклон вежливо и стали звать их с собой по-учтивому; но старички им ничего ни в ответ, ни в привет не промолвили, а только, как цыплятки, начали себе тонкими веками глазки защуривать. Тогда посланцы сняли их с насиженных мест и стали на них грозиться и спрашивать: Ну-ка вы, бессемянники: нет ли под вами на ваших местах серебра, или золота, или самоцветных камней? Лучше вы, дохлая братия, сами честью откройтеся, а то ведь мы вам не таковские - запытаем, замучаем до смерти.
Поняли старички слова их или не поняли, но только опять ничего не ответили, а послы их за то переворотили на ловкую сторону и на обе корки отхлопали, и опять стали спрашивать, и опять ничего не добились - и так до трех раз отхлопали, а после того посадили их на сено в плетушечки и наказали, чтобы ни один не смел королю на них жаловаться. Потом прикрыли их сверху лопушиным листом, чтобы перелетные птицы их не запачкали, и понесли к королю на закорочках, друг с дружкою ношей меняючись.
IV
Сошлися все три пары обретших послов в столицу королевскую в один день на утренней зоречке, когда король шел из опочивальни королевиной в свою теплую мыленку. Посланцы как несли старичков дорогой в плетушечках, так их у предбанника на землю поставили, а сами в ряд позади становилися. Помылся король майоранным мылом и щелоком с кучерявою мятой, с душицею, расчесал кудри и бороду и вышел из мыльни показаться народушку, а послы тут зараз лопухи с плетушечек сняли прочь и Доброхоту старичками челом в землю ударили.
Король сделался радостен: велел послов накормить, напоить и в его собственной бане отмыть и хорошенько выпарить, а сам подошел к старцам с улыбкой приветною; но как увидал, какие они сидят испитые, тщедушные - в чем душа в теле держится,- то от страха и руки врознь.
Однако же, поглядев на них оком благостным, король осмелел и стал над их плетушками разговаривать, что вот так и так, научен он сызмлада наукам и мудростям и очень хочет, чтобы всем в его королевстве хорошо было, а никак это у него не спорится, не ладится.
- Спрашивал, -говорит, -я об этом моих мудрых бояр и советчиков, да ничего не дошел от них умного: или они не знают, или таятся, а говорят все такое, что уже тридцать раз слышано. Нуте-ка вы, - вы вот много лет все молчали и устремляли умы на высокое, -прошу я вас честию: скажите вы мне, отчего у меня не спорится и не ладится?
А старики как сидели, так и сидят во плетушечках, и как молчали они много лет, так и теперь молчат и своего слова не сказывают.
Терпелив был и ласков король, но за это разгневался.
Что же, - говорит, - вы молчите, как истуканы и чучелы? Я посылал за вами много людей полированных во все стороны, а вы мне и по одному слову не сказываете. Вы теперь не в лесу и не в болоте, а в моем стольном городе; здесь молчать, когда спрашиваю,-значит, грубительство, и за это от моего утверждения по закону вас будут наказывать. Смекните, что я говорю с вами не ради забавы и прибыли, а для пользы в великих делах государственных. Для чего же вы мне противлятесь? Не забудьте, что вы мне верноподданные и я могу повелеть, чтобы при мне вас поломя рассечь или привязать вас к конским хвостам, да и размыкать вас по полю.
Но смутился король, что если старичков казни предать, тогда ничего от них не доведаешь, а если сдать их честь честью с рук на руки палачам-молодцам и велеть развести по застеночкам, да на дыбе потрясти, да расспрашивать, то они и одной встряски не выдержат - все рассыплются в прах и разлетятся пылью по потолкам да по стеночкам.
И опять созвал Доброхот на совет всех своих мудрых советчиков и спросил их: отчего перед ним справедливые старцы упрямятся и что ему с ними надо сделать - как их понудить, чтоб они по одному важному слову высловили?
Вельможи отвечают:
Мы бы знали, что делать, да ты это дело сам испортил.
- А чем я испортил?- вопросил король.
- А испортил ты тем, что понизил высокий сан - стал с простыми людьми вровнях разговаривать: вот они через это теперь и зазналися. Тебе, кроме нас да стрельцов, ни с кем говорить непригоже,- потому что твое дело средь всех людей особливое. Чтоб
86

исправить теперь их как следует, дай их нам-мы от них всю их премудрость доведаем.
Король было совсем согласился отдать старцев боярам, но прослышала опять об этом мамка-полонянка доилица и пришла с клюкой к королю, чтоб его отговаривать.
- Не сердись,-говорит,-ты на бедных пустынников; ведь они одичали и молчат уже много лет. Не хотят они и тебе говорить не по грубости, потому будто дело твое особливое, а они-не прогневайся- опростилися и тебя мнят не выше всех прочих в создании и в особину на тебя не надеются!
- Значит, глупы они, - отвечал король,-в сем вина тебе: ведь они сюда с твоего совета и позваны.
- Нет, не глупы они, а неопытны: лгать стыдятся, а прямить боятся. Подожди, они при твоем дворе поживут--сполируются и тогда ухитрятся, как сказать про все неразберихою,-скажут так, что ничего не будет тебе и другим неприятного и все будет то, что твоему могуществу надобно. А только ты потерпи и не давай их на допрос своим боярам-советчикам: видишь сам, чай, что старички они очень слабые, -а бояре твои против слабых усилие творить очень усердные: они их возьмут да с большого усердия запытают и замучают до смерти. Мой совет тебе: будь обходительней; призови ты сейчас лучше всего своего гусляра Разлюляя-гудошника- он измигул1 му-жичонко, лядащенький, ни на мир, ни в семью ничего не работает, а одним своим пустобрехом на свете жив; но зато знает он все разные хитрости и все ходы с подходами. Посмотри-ка, он чего занесет пустолайкой и враз у старичков правды допросится - обойдет их если не лаской, так хитростью.
Доброхот позвал своего плясуна, гусляра Разлюляя-гудошника и сказал ему:
Ты, лядащий мужик, измигул неработистый, только хари гнешь да врешь не знать что пустолайкой,-здесь от тебя до сей поры никакой пользы не было, а теперь я тебя хочу поставить совсем на другую стать. Полно тебе в дураках ходить да ерошиться: я теперь тебе свое государево великое дело приказываю, чтобы ты, как умеешь и ведаешь, допытался у старичков их откровения премудрости: отчего у нас в королевстве не спорится, не ладится.
И закончил король Разлюляю решением:
Узнаешь премудрость-дам тебе сто рублей, а не узнаешь -велю дать сто плетей. Помни, что мое слово королевское твердо, как Бог в небеси, - что я сказал, то и станется.
Измигул, измигула-лентяй, дармоед. (Прим. ред.)
Разлюляй-измигул, гулевой мужичонко, шершавенький, повсегда он одет в зипунишечке в пестреньком- один рукав кармазинный, а другой лазаревый, на голове у него суконный колпак с бубенчиком, штаны пестрядинные, а подпоясочка лыковая,-не жнет он и не сеет, а живет незнамо чем и питает еще хозяйку красивую да шестерку детей, - на которого ни глянь, сразу знать, что все- Разлюляевичи. Ходит он повсюду болтается, и никто разобрать не может: видит ли он добро в той темноте, что было до Гороха царя, или светится ему лучшее в тех смыслах, какие открылися людям после время Горохова. Никто его не чуждается, а все зовут его -пустолайкою-; но измигул Разлюляй ни на чьи слова не обижается и за легким тычком не гоняется, а людей потешает и как устанет врать пустолайкою, то соловьем свистит, то лопочет варакушкой, на руках идет, боком катится и на всякий на разный манер притворяется.
Но как выслушал Разлюляй королев приказ, позабыл он все свои забавы и шуточки и начал проситься от этого дела прочь, - что -не мне-де такое важное дело ведати»; но король топнул ножкой, и пошел Разлюляй к старикам и начал вокруг них, по обычаю, измигуль-ничать: митусить ногами и кланяться да притворно сквозь слезы приговаривать:
- Ой вы гой еси, старички справедливые, треблаженные, божьи молчальнички, разомкните уста свои благовестные и скажите скорей, не потайте от короля от нашего, милосердного батюшки, отчего у него под державой все добро не спорится, не ладится?
А старички как молчали, так и теперь молчат, только знай себе в кошелочках гнездятся.
Тогда Разлюляй стал на другой манер измигульничать и начал их пробовать жалостью:
- Мне нужда есть узнать это страшная: потому что если вы мне скажете, отчего не спорится добро, то король обещал мне дать сто рублей; а если не скажете, то он даст мне тогда сто плетей. Его слово королевское крепко и сбудется - не забудется. Да вам и самим, старичкам, для себя молчать не советую, потому что король вас тогда не отпустит назад ни в степь, ни в лес, ни в болото, а велит вас подвесить в кошелочках под полати в большой избе, где он держит частый совет со своими вельможами. Что там по все дни наслышитесь- спаси только господи. Вот вы на этот счет пораздумайте: каково-то вам там придется слушать совсем непривычные речи до самого до веку! Выручайте и меня и себя, отцы, а то нагрешите вы с ними три короба и не годитеся после того ни к стру, ни к смотру, ни в рай, ни в ад, ни в царство небесное, а так и останетесь висеть под полатями.
Так напугал этим Разлюляй старичков, что они стали глазами водить во все стороны и изгоревшими устами своими начали пошеве-
89
ливать, а измигул Разлюляй-пустобрех как увидал, что успел им загнать во лбы загвоздку здоровую, сейчас побежал к королю и говорит:
Что мне от твоей милости сказано, я все это уже выполнил: старички уже теперь полируются-стали уже губами двигать и скоро шептать начнут, одевайся скорей да иди-ка их слушать, что они высловят, какие премудрости.
Как пришел король да нагнулся к первой плетушечке, так и стало слышно ему, что старик Дубовик и впрямь полируется - об ивовое плетение, как поросенок, всеми боками трется, а сам робко пыхтит и тихо покрехтывает.
Король его и спросил: -Отчего на свете доброе не спорится и не ладится?
Старик Дубовик прошептал:
- Оттого, что люди не знают: какой час важнее всех. Доброхот нагнулся к другому - к Полевику, и того спросил, а тот
шепчет:
- Оттого, что не знают: какой человек нужнее всех. Нагнулся Доброхот и к третьему старичку, а тот ему сказал:
- Оттого, что не знают: какое дело дороже всех.
И так молчальникам трудно это было проговорить с отвычки, что они как только сказали, так и ослабели и больше не полируются, а лежат, едва дышат, на донышках. Ничего от них король больше никак не мог допытаться, доведаться и еще больше рассердился, потому что сказанные ими слова стали ему загадками, которые понимать можно надвое. Король же привык так все брать, чтобы было ему все как на ладонке положено, и оттого ему теперь еще больше досада пришла, и приказал он сделать с старичками точь-в-точь так, как им Разлюляй пригрозил: указал Доброхот, чтоб их не носить ни в лес, ни в болото, а подвесить их в кошелках в большой советной избе под полатями и держать их там, пока они не скажут: -какой самый важный час, кто самый нужный человек и какое дело дороже всех.
Отнесли старичков в советную избу и подвесили под полатями в их плетушечках, посыпали им пшенной кашки, чтоб они впросоночках зоблили, и поставили на верхнем полу ведерцо воды с медным ковшиком, а сами все спать пошли и разоспались до одури самым крепким сном до самого до свету.
Но, однако, спали не все люди во всю ночь без просыпу проснулся в первые петухи сынок кравчего, побежал в избу незапертую и украл из ведра с водой красный медный ковш, чтобы променять его на подторжье на пряники. А потом еще не послалось самому королю Доброхоту премудрому: все казалось ему, будто его закож-ные блошки покусывают. Провалялся он так без сна до последних петухов и надоело ему в постели барахтаться без сна лежать, только маяться; встал он горошком, распрямился, нахватил себе на
90
плечи королевскую глубоньку и пошел старичков посмотреть: живы ли они, и здоровы ли, и чего они через ночь, полируясь, надумались?
Пришел король в избу, подставил себе к полатям приставную скамеечку, но только что глянул в плетушечки - - так и рот раскрыл и завопил благим голосом, и со скамьи на пол навзничь треснулся. Все плетушечки были пусты-пустехоньки, и ни от одного старичка ничего не осталося, кроме смятого места да наседней. Разлетелись ли они легкою пылью по стенкам да по полу или унесло их по воздуху, но только тут, где они сохранялися, ничего не осталося.
Король так испугался, что как со скамьи упал, так и не становится на ноги, а катается по полу и так бьется, что вся земля трясется. Стало страшно ему, что когда ни есть, благим временем, уберегут самого его слуги верные, так что, пожалуй, лиходеи и его со двора сведут и растрясут где-нибудь без остаточка!.. Услыхали караульщики, как земля дрожит, и стали спросонья бить громкий всполох по чугунной доске на целый двор и кричать благим голосом: -Аи, земля сотрясается - - мы насилу за колышки держимся!-
Перепугались всполоха и крика королевские спальники и застоль-ники и начали со страху вокруг себя на карачках ползать, а потом пришли и вылили королю все ведро воды за ворот и насилу нашли королевского доктора-немчина, который один знал, что сделать надобно: он поднес Доброхоту под самый нос стеклянную столбушеч-ку, а в столбушечке тертый крепкий хрен, и защекотал ему перстами в подмышечках.
От хрена и щекота королю сразу полегчало: он стал похохатывать, и враз возвратились ему все его чувства нежные и большие заботы о подданных. Созвал он к себе всех бояр и советчиков и стал спрашивать их: где делись пустыннички, не извел ли их кто какою отравой, боясь их правдивых слов, или не продал ли их с ненасытной душою куда-нибудь в чужое царство безбожное, где их станут неволить в римский костел ходить и есть скоромное по середам и по пятницам.
Бояре, как могли, постарались короля успокаивать и стали ему доводить, что никакого тут зла с умыслом не случилось, а что просто жил, верно, в палате под полом жадный хорь и поел этот жадный хорь старичков без остаточка.
И стали все короля отвлекать и рассеивать - - что убиваться ему о такой пустой пропаже долго не следует, что -старички были люди ветхие и свой век давно уже отжили-.
- Пропоем о них панихидочку, вспомянем их кануном на паперти да у себя по домам блинками с припекою и будем править всем опять по-старинному, как было при дедах наших и прадедах. А что никак не спорится и не ладится -про то, значит, и думать не следует: на земле беднякам всегда будет жить тяжело, да никуда они не по денутся, ведь на небо взлететь крыльев им не дано. Поскулят и на том успокоятся!
92

Королю же, однако, эти слова не понравились, и не поверил он тому, чтобы старичков у него в избе хорь изъел, - - а сказал он так:
Если хорь изъел, то где же их косточки? Панихиду о них я согласен петь, да ведь надо петь ее над могилами.
Тогда приступил к королю судный дьяк, во всех делах многоопытный, и сказал королю, что бояре болтают негожее: не хорь изъел старичков, а ушли они не иначе как своею колдовскою хитростью: пролили из ведра воду на пол, а сами сели в медный ковшик и уплыли. Их теперь нигде не сыскать никакими манерами. От лихих колдовских людей таковые дела не раз были во всех землях и при всех дедах и при прадедах и везде на телячьих на шкурах записаны чертами и резами, со брегами широкими, и в самых глубоких подвалах те шкуры положены, чтобы хранить в поучение внукам и правнукам.
А король говорит:
- Хорошо, чему верили деды и прадеды, тому я всему с охотою верую, но ведь не грех и то узнать: что как устроено? Вот я хочу, чтобы вы показали мне: через какое подполье старцы в медном ковше сквозь землю в океан-море спустилися? Согнать сейчас со всего королевства плотников, и чтобы взломали они враз все полы во всех домах. Не ломать только в моем тереме, да у серых сельских людей, у которых в жильях полы не стланы.
VI
Пошли бояре невеселы: не хотелось им посылать людей, чтобы сгонять со всего королевства плотников и ломать половицы в жилых домах, а не смели ослушаться короля и не знали, как своему горю помочь. Но на их счастье узнала опять обо всем об этом королевская мама чуждянка-доилица, пришла она к королю с прежней смелостью и начала говорить ему по-учтивому:
Ты прости меня, неразумную: я хоть и стара и глуха, а кое-что слышала и могу тебе рассказать: куда делися старички. Их не хорь изъел, и не сплыли они в медном ковшике, а настращал ты их до смерти сам, что велел их подвесить к полатям в избе, где держишь совет свой с своими боярами. Старчики век сидеть и все слушать вас забоялись. Я не спала всю эту ночь от лихого от вереда1 и слышала, как они друг со дружкой в потемках скликнулись. Поначалу все они сразу чирикнули, точно будто сверчки под загнеточкой, а потом зачали в своих плетушечках покачиваться и так раскачались во все стороны, что враз опрокинулись и с сенцом вместе на пол и выпали.
Где же они теперь? - - закричал король.
- А теперь их и след простыл: уползли на карачках с твоего двора и все в буйной траве без следочка и скрылися. Теперь их тебе
Веред-чирей, болячка. (Прим. ред.)
93
ни за что не найти, потому что трава у нас этот год очень рослая; да и дело до них уж теперь не касается.
- Отчего же оно не касается?
- Оттого, что приснился мне вещий сон, и был слышан во сне таковой глагол, что отгадать их премудрость может только одна чистая жалостница, которая всех равно сожалеет, а сама о себе ничего вовсе не думает. Так вот ты теперь оставь старчиков, а посылай искать эту девицу.
Король свою маму, чуждянку, послушался и сейчас же разослал дворян и боярских детей девицу разыскивать, а на кормы их повелел собрать по всем дворам с каждого дыма по шелегу1.
С неохотой большой и с тугою боярские дети и дворяне в подневольный отъезд собиралися: перво-наперво все они взяли шелеги, а потом зачали у себя по домам печи топить и в банях париться. А потом долго справляли себе лубяные зобенки2 раскрашенные да укладывали в них пироги с ветчинной начинкой, медовые оладьи, да колобки, в жиру кипяченые, да блины с разною с припекой, и когда, наконец, напосудились, то кое-как с трудом за ворота повыползли и поехали в путь со своими стремянными. А как за околицу выехали, так сейчас взяли с прямого пути в стороны и разъехались к родным да к приятелям и начали там есть досыта, пить допьяна, а напившись -кости и зернь метать, и играв - - подрались и друг дружке под очи синявы наметили, а потом помирилися, на синие места муки с медом намазали и легли, крепко выспались, а как хмель прошел и синяки позаиндевели, послы все назад возвратилися и почали разные страхи рассказывать про то, где будто были и что видели, и, пред иконами став, забожилися, что хоть много на свете есть непонятного, но нет нигде такой девушки, которая бы всех сожалела, а о себе об одной не заботилась.
К этакой, - - говорят, - - если б была она, весь народ на один край света сбежался бы, и весь свет бы тогда перекувырнулся.
VII
Услыхав такой сказ, король так опечалился, как до сих пор и не было: не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галерее гулять, дышать чистым воздухом, а залег, как медведь на зимовочку. И вот лежит он таким манером раз в сумерках, совсем тощий, у себя в верхней горнице на лежаночке, и едва через силу говорит своей бабе-доилице:
- Неужели же я так и умру, не доведавшись: какой час важнее всех, какой человек нужнее всех и какое дело дороже всех?
А баба ему отвечает:
-Если будешь все бояр рассылать, пожалуй, что так и не
1 Шелег-неходячая монетка. (Прим. ред.)
2 Зобенка - лукошко. (Прим. ред.)
94
дознаешься, а попробуй пошли опять отыскать девицу-разгадчицу своего Разлюляя-гудошника. Пусть он ее хоть и век ищет, но без нее чтобы не шел назад. Он мужичонко корявый, лядащенький, говорит пустолайкою, и за ним никакие дела не задержатся, а кормов ему от казны супротив бояр можно дать всего одну долечку, да и то, почитай, что не надобно: он и так пропитается как-нибудь одною своею верностью. Верных псов-то добрый народушка и весь век держит на бескормице. Пусть и он при всей верности свое счастье испробует. Пускай высечет себе топором в заказном лесу хоть костыль с клюкой, хоть дубинку здоровую, а на плечо перекинет пенечную оброть конскую, и довольно ему принадлежностей. Пусть идет, будто надо ему коней искать: - на росу, мол, пустили, а они с росы разбежалися». И пусть та идет куда знает сам и проходит хоть сквозь целый белый свет: где ж нибудь на краю света разыщет он девицу-отгадчицу. Ведь сквозь тартарары она небось не провалится. - Хорошо, - - отвечал король, - - все твои рассуждения умные, и они мне всегда очень нравятся: пошлем Разлюляя во место больших бояр; а только не вздумаю, какое ему посулить за его службу жалованье?
- Обещай что больше, то лучше. Пусть больше зарится, а там, что взаправду дашь - будет видно, по его старанию. И совсем ничего не дашь - - тоже стерпится: на тебя ведь ни в суд не пойдет просить, ни в полицию. На тебя один Бог судья: твое дело совсем особливое.
Это правда, - - отвечал король, - - на земле мы не судимся, ну, а все-таки надо и нам меж людей вести себя с честностью: что королевским -;словом обещано, то уж надо и выплатить, все равно как по бирочке.
Ну, так, пожалуй, его опять и в этот раз в одностай против прежнего: если он исполнит свою службу и найдет девицу-разгадчицу, дай ему в те поры полных сто рублей, а если не исполнит - не сыщет девицы, вели дать ему полностью сто плетей, да и отпусти его тогда, Бог с ним, пусть идет опосля к своему двору, а ты на него больше не гневайся и пожалей его за старание.
- А как он и девицы не найдет и сюда к нам со страху совсем не воротится? Он ведь пустой человек, ему везде все равно - - в целом мире отечество.
- Ну, про это, - - сказала старуха, - - я, друг мой, не сведуща. Позови к себе из приказа посольского судового дьяка, который послам ярлыки дает за печатями; дьяк тебе это дело все оборудует.
Пришел дьяк и привел с собою самого хитрого подьячего с приписью, и подали королю такой совет, что ярлыка Разлюляю вовсе не надобно, а как станет король отпускать Разлюляя в последний раз, то сказать ему, что идет он послом не на целый век, а дается ему сроку ходить по свету всего три года, и если он к концу третьего года своей службы не выполнит, то ему самому зла не последует на чужой земле, а тут, дома, его дети с их матерью каждую неделю
96
будут ставлены на площадь по три утра и будут биты в три пруда, а при том битье у них будут спрашивать: знают ли, где их отец и когда перед светлые королевские очи воротится?
- Пригрози-ка так, - сказал дьяк, - Разлюляй хотя и пустой человек, а дети всякому своя кровь: небось и он пожалеет ребят и жену и назад придет. Таковые разы уже не раз были и на шкуре телячьей записаны чертами и резами, со брегами широкими, и в подвал под избой на сохрану положены.
Король молвил в тишь, что ему самого Разлюляя жаль, но и дьяк и подьячий с приписью его успокоили.
- Нельзя никого сожалеть нам в особину, пока все вообще еще не устроилось. До всеобщей устройки кто-нибудь пусть потерпит, для других постарается, и зато будет всем польза в будущем, а ему это зачтется на тот свет душевным спасением.
И изволил сказать король, чтобы собрать Разлюляя в путь, а кормов ему присудили дать небольшим положением: толоконца за пазуху да узелок соли в тряпочке, а дальше пусть чем знает, тем пусть кормится.
Сытее его наряжать и не стоило, потому что дело, за которым шел он послом, совсем не надежное. Весь народ о том знал от бояр сановитых доподлинно. Да, кроме того, Разлюляю нигде кормов и не надобно. Оголодает, так может либо песню спеть, либо ударить хорошенечко в присядку, и везде себе хлеба он выпляшет, а не выпляшет, так и сам возьмет потихонечку. Ведь съестное тайно взять не грех, а блогородиться Разгуляю не для чего: на нем чина большого не кладено; ударят по шее - согнется, а запрут где-нибудь- выерзнет подворотнею и опять пойдет веселехонек.
Измигул уже и нетяг Разлюляй Разлюляевич не дурак тоже был: не взманила его большая честь, чтобы быть в послах, и начал он сильно отпрашиваться и до той поры пред троном в половицу лбом стучал, что набежала у него на лбу шишка, как гриб, что зовется волвянкою. Представлял он королю Доброхоту все доводы, что и не умен, и не знатен он, и на все языки не выучен, и не с каждым вровях говорить может, а здесь без него дома ребят кормить некому и некому их учить уму-разуму и почтению королевскому.
Только просьбы его ни король, ни бояре не слушали, а сказали ему, чтоб о детях своих нимало не плакался, потому что их сошлют до его возвращения к самому королю на птичий двор и приставят утят стеречь, и будут им там и корм вдоволе и во всех смыслах научение; а самого Разлюляя выпихнули за ворота, как он дома был, в одном зипунишке с заплатами, в руке дубиночка, а на плечах оброть конская - будто он ходит да сбеглых коней ищет.
Нечего было больше делать Разлюляю, и пошел он искать девицу-разгадчицу. И шел он все честь честью самым смирным обычаем, нигде ничего, кроме съестного, не крал, и когда не давали вина, не пьянствовал, а все шел вперед; долго ли, коротко ли, и зашел он

97
страсть как далеко, на самый почти край света. Встречал он на своем пути много разных людей, и звероловов, и коробейников, и пахарей, и у всех, кого встречал, всех расспрашивал, какой час важнее всех, какой человек нужнее всех и какое дело дороже всех; но никто этого разгадать не мог. А обратно те, кого он расспрашивал, сами хотели знать от него: отчего у него на лбу выскочила шишка волвянкою? А Разлюляй говорил про волвянку всякому разное: то будто он своему королю у Бога довечного живота просил и все в землю кланялся, то будто сам за свои грехи каялся. Наконец повстречался он раз с воровским Цыганом, под самую Пасху великую, и тоже стал у того Цыгана про свое дело спрашивать; но Цыган ему засвистал и показал в перстах загогулину и говорит:
Ты мне прежде сам скажи: хорошо ли жить у вас под державою, и отчего у тебя на лбу вспухла шишка волвянкою?
Разлюляй ему рассказал, что жить у них очень сладостно, а что шишка у него сделалась от больших молитв; но Цыган говорит:
Не обманешь, брат, я и сам богомолен и посты держу, когда нечего есть, а на лбу у меня нет еще шишки волвянкою. Признавайся по истине.
- А по истине- говорит Разлюляй, - я в бане мылся да с полка свалился.
Что же ты за полок-то не уцепился?
Очень угоревши был.
Вот, я вижу теперь, ты говоришь мне все по совести: ишь какие вы, братцы, счастливые - - вас и кормят, и поят, и спины вам порют - - чего еще надобно! Теперь мне с тобою вдвоем ночевать не страшно, - отвечал Цыган, зубы скалючи, и обещал ему завтра натоще отгадать все три загадки. Так легли они и покрылись зипуном Разлюляевым, а в ночи встал Цыган, съел все толокно, украл оброть, надел зипун да и был таков.
Остался Разлюляй в одних портках да в рубахе и поплелся в пустынный скит, где жил высокий поп Сирах, у которого была одна ряса в дырах, а читал он все книгу Премудрости; но только оказалось, что Сираха-попа давно уже и на свете нет, а на его месте живет новый поп, хотя ростом и низок, да зато на нем сорок ризок, и он поет и читает молебны с акафистами, а в Сирахову книгу Премудрости не заглядывает. Ниоткудова нет Разлюляю ни совета, ни помощи, только все ему бедства множатся, и идет он, сам под собой земли не видит и проливает слезы горючие. Тут-то над ним, наконец, Бог и сжалился - - даровал ему встречу желанную.
VIII
Сам не свой, Разлюляй шел все далее, и зашел в самый темный лес, и заснул на мху на поляночке, и проспал с полдня до полночи, а в полночь прокинулся, и увидел он там при луне старичка очень
98
старого, в долгой рубахе до пяточек, - - стоит да с лип лычко дерет, а устами поет тихо спасов стих.
Разлюляй думает: -Что это-либо сон снится мне, либо видение, или такой заправский старик, которому в ночи спать не хочется? А не лучше ли мне, на всякий раз, с старичком поздороваться?.. Взял и сказал ему по-учтивому:
Помогай господь тебе, дедушка!
Старик отвечает:
Будь и ты здоров, Какойто Какойтович, и скажи, как тебя зовут иначе?
Разлюляй ему назвался.
- Хорошо, - - говорит старичок, - - Разлюляй - - имя веселое: да скажи-ка мне, Разлюляй, для чего ты здесь измигульничаешь, зачем у нас по лесу шляешься? Или вы уж свои-то леса все повывели?
Разлюляй ему отвечал, как леса свели, да притом рассказал, и зачем послан, и что претерпел, и как потерял все свои принадлежности; а старик ему говорит:
Твое дело, брат, для меня непонятное, ну а только сдается мне, будто я тебе в этом деле помочь могу.
- Помоги ради господа, дедушка, а тебе господь Бог заплатит сторицей.
- Да, господь-то, господь, всем нам батюшка, а по нем и все братья мы, а ты, молодец, не зевай-ка, а полезай-ка вот этой глухою тропиночкой; теперь уж горазд ночи убыло, уже волк умылся и кочеток пропел. Да иди, не борзясь, а с терпением, и не бранись никак дурным словом, не гони от себя своего с'охранителя-ангела. Так пройди ты через весь долгий черный лес, и придет тебе там впоперек пути холодная балочка; ты переплынь вплавь без страху через холодную балочку да пройди опять весь красный сосновый бор и увидишь прогалинку, а на ней посредине приметный калинов куст, и от того куста поворот будет на полдень, и там ты увидишь поляночку, а посреди той поляны стоит больной журавель окалеченный: одно крыло у него все как следует, а другое повисши мотается, и одна нога тоже здоровая, а другая в лубочек увязана. Не то его в небе орел подшиб, не то не знать для чего подстрелили княжьи охотники: они убивать и зверков и птиц спаси господи какие досужие! А у меня есть внучка-девчурочка, тут в лесу со мной и выросла, да такая, Бог дал, до всех сердобольная, что не обидит козявочку вот она того журавля нашла да в лубочек ему хворую ножку и повила. Ну, теперь ей заботы и прибыло: доглядает его и дает ему зернышки, пока журавелько поправится да дождет себе по поднебесью в теплые край попутчиков. Там и сама она, моя внучка-то, от поляны от той в стороночке на сухом взлобке наших овец пасет. Ты узнаешь ее - такая девица пригожая, глазом посмотришь век не забудешь, сколько светит добра из ней. Она там либо волну разбирает, либо шерсть прядет.. Все сиротинкам готовит к студеной поре
99
на паглинки'... Не гордись пред ней, что ты королевский посол, а спроси ее: она тебе может все рассудить, потому что дан ей от Бога светлый дар разумения.
Разлюляй так и вскрикнул от радости.
Боже мой! --говорит. - - Ведь ее-то мне только и надобно! Про нее, про девицу, мне только и сказано; мне других никого бы не надо и спрашивать.
Вестимо, не надобно. Кто в суете живет, тем разве могут быть явлены тайны сердечные!
- А кто же еще там с твоею внучкою, какие люди живут вместе, дедушка?
Господь с ней один там, один господь-батюшка. Он один ее бережет, а людей с ней никаких, милый, нетути.
Как же она не боится одна в глухой дебри жить? Тут старик слегка понасупился.
- Полно-ка,-говорит,-заводить нам про боязнь да про страх речи негожие! Что ей за страх, когда она про себя совсем и не думает!
Господи! Вот это она и есть!-завопил Разлюляй.-- Вот это ее-то одну мне и надобно!
И забыл Разлюляй про всю усталь свою, побежал шибко к девушке. И на долю свою он больше не плачется, и на радости не свистит соловьем, и не прыгает, и не лопочет варакушкой, а поет благочест-ный стих:
Как шел по пути слабый путничек,
А навстречу ему сам Иисус Христос.
Пробежал так Разлюляй без устали весь и черный и красный лес, переплыл без боязни холодную балочку, опознал и приметный калинов куст на поляночке и увидел, что там в самом деле стоит хромой журавль, одна нога в лубочке увязана, а сам тихо поводит головой во все стороны, и глазами вверх на небо смотрит, и крылом шевелит, ожидает попутных товарищей. Но едва увидал журавль, что идет Разлюляй - чужой человек, вдруг закурлюкал, и замахал живым крылом, и запрыгал на здоровой ноге ко взлобочку. А там, прислонившись у дерева, стоит ветвяной шалаш, а пред тем шалашом старый пень, а на пне сидит молодая пригожая девушка, с большою русою косой, в самотканой сорочке, и прядет овечью шерсть, а лицо ее добротою все светится. Вокруг нее ходит небольшое стадо овец, а у самых у ее ног приютился старый, подлезлый заяц, рваные уши мотаются, а сам лапками, как кот, умывается.
IX
Разлюляй подошел к девице не борзо, не с наскоку, а стал смотреть на нее издали, и лицо ее ему чересчур светло показалось - все
Паглинки - здесь: чулки. (Прим. ред.)
100
добра полно и вместе разума, и нет в ней ни соблазна, ни страха заботного - точно все, что для ней надобно, ею внутри себя уготовано. И вот видно ему, что встала она при его глазах с пенушка, заткнула недопряденную шерстяную куделю за веточку и пошла тихо к кустику, за которым стоял Разлюляй, тайно спрятавшись, и взяла тут из ямки мазничку дегтярную и стала мазать драный бок дикой козе, которая тут же лежала прикрыта за кустиком, так что до этого Разлюляй и не видал ее. Тут уже Разлюляй и не вытерпел - вышел он навстречу к девушке, и поклонился ей по-вежливому, и заговорил с ней по-учтивому:
Здравствуй, красная девица, до других до всех ласковая, до себя беззаботная. Я пришел к тебе из далеких стран и принес поклон от короля нашего батюшки: он меня послал к тебе за большим делом, которое для всего царства надобно.
Девица поглядела на Разлюляя чистым взором и отвечала:
- Будь и тебе здесь добро у нас. Что есть в свете «король» - не знаю я, и из каких ты людей - это мне все равно, а за каким делом ко мне пришел - не теряй время, про то дело прямо и сказывай.
Враз понял Разлюляй, что с ней кучерявых слов сыпать не надобно, и не стал он дробить пустолайкою, а повел сразу речь коротко и все начисто.
Так и так, - говорит,- вот что у нас в королевстве случилося: захотел наш король сделать, чтобы всем хорошо было жить, а ничего это у нас не спорится, не ладится, и говорят, будто все будет не ладиться до той поры, пока не откроем премудрости: какой час важнее всех, и какой человек нужнее всех, и какое дело дороже всех? Вот за этим-то делом и послан я: и обещано мне королем моим ласковым, что если я принесу отгадку, то он пожалует мне сто рублей, а если не принесу, то не миновать мне тогда счетных ста плетей. Ты до всех добра и жалостна, вот даже и зверьки и птицы к тебе льнут, как к матери; пожалей же и меня, бедняка, красна девица, отгадай мне премудрость, чтобы не пришлось мне терпеть на своем теле сто плетей, мне и без бойла теперь уже мочи нет.
Выслушала девица Разлюляеву речь и не стала его ни измигульни-ком звать, ни расспрашивать, как набил он себе на лбу волдырь волвянкою, а сорвала у своих ног придорожной травки, скрутила ее в руках и сок выжала да тем соком лоб Разлюляю помазала, отчего в ту же минуту у него во лбу жар прошел и волнянка принизилась. А потом девица подошла опять к своей шерстяной кудели и отвела нить пряжи длинную, и когда нить вела, заметно все думала, а как стала на веретено спускать, улыбнулась и молвила:
- Хорошо, что ты не задал мне дело трудное, сверх моего простого понятия, а загадал дело божие, самое простое и легкое, на которое в прямой душе ответ ясен, как солнышко. Изволь же ты меня теперь про эту простую премудрость твою по порядку расспрашивать, а я о ней по тому же порядку тебе и ответы дам.
101
Разлюляй говорит:
Молви, девица: какой час важнее всех? Теперешний, - отвечала девица.
- А почему?
- А потому, что всякий человек только в одном в теперешнем своем часе властен.
Правда! А какой человек нужнее всех? Тот, с которым сейчас дело имеешь. Это почему?
- Это потому, что от тебя сейчас зависит, как ему ответить, чтоб он рад или печален стал.
- А какое же дело дороже всех?
- Добро, которое ты в сей же час этому человеку поспеешь сделать. Если станете все жить по этому, то все у вас заспорится и сладится. А не захотите так, то и не сладите.
- Отгадала все!-вскричал Разлюляй и хотел сразу в обратный путь к королю бежать, но девушка его назад на минуточку вскликала и спросила:
- А чем ты, посол, уверишь пославшего, что ответ ему от меня принес, а не сам собой это выдумал?
Разлюляй почесал в голове и задумался.
- Я,-говорит, - об этом, признаться, не взгадывал. А девица ему говорит:
Ничего, не робей, я тебе дам для уверенья его доказательство.
И научила Разлюляя девица так учредить, что когда он придет к своему королю, то чтобы сказал ему смело все, не боясь ни лихих людей и ни ста плетей, а когда скажет все, то чтобы не брал себе ста рублей, а попросил их в тот же час раздать на хлеб сиротам, да вдовам, и всей нищей братии, для которых Христос просил милосердия. И если король, кроме ста рублей, еще что посулит или пожалует, то и того чтобы тоже ничего не взял, а сказал бы ему, что -я, мол, принес тебе светлый Божий дар-простоту разумения, так за Божий дар платы не надобно».
Отвечал Разлюляй:
Хорошо; я так все и сделаю.
X
С тем и отошел Разлюляй от девушки, и как она его научила, так он все и сделал: пришел он и стал говорить с королем все по истине, не боясь ни дьяка, ни бояр, ни обещанных ему ста плетей; а потом не принял от него приобещанных ста рублей, а сказал ему слово про Божий дар разумения, за который нельзя ничьей платы брать, и не надобно, потому что разуменье дано нам от господа.
Тут бояре, и дьяки, и подьячие все поднялися с свистом и с хохотом и все враз над ответами Разлюляя смеялися и старалися сбить
102

короля, чтобы он не верил словам Разлюляевым, потому что скоморох будто сам эти слова все повыдумал. Но, однако, король Доброхот показал и свое разумение и на их наученья не поддался. Он сказал им:
Вы в людях еще различать не умеете, а я вижу, что эти слова Разлюляй сам не выдумал. Если бы сам он их сложил пустолайкою, так просил бы, чтоб дать ему приобещанных сто рублей, а он, как я вижу, мне верный слуга: он не хочет от меня за свою службу ни креста, ни шеста, ни корысти, ни милости. Таких слуг, как он, у меня до сих пор еще не случалося. Издаю вперед повеленье, чтобы по всей земле не сметь звать Разлюляя измигульником: он мне лучше всех вас старается. А вот вас бы я всех распустил от себя с большою радостью, да нельзя моему двору оставаться без челяди. Для того только вы мне и надобны.
И захотел было король Доброхот править по всей этой простой, явленной ему мудрости, чтобы было в его земле добро каждому в настоящий час, в теперешний, без метанья очей в непроглядные отдаленности, да вступил ему в мысли страх, что «а ну как другие в соседних землях так не сделают? Ведь тогда одному-то мне у себя на такой манер не управиться посреди других временителей. И решил он, что лучше ему сидеть, как сидел, на престоле своем по-старинному, как и все временители, и держать в одной руке меч, а в другой золотое яблоко. Разлюляю же он указал, чтоб отъехать далеко от стольного города и поселиться жить навсегда там на пасеке, в теплом омшанике и есть сотовый мед с огурцами и с репою, сколько похочет-ся, а на базар не ходить и в село не заглядывать и у себя ввечеру за воротами не садиться на лавочке и про то, что слыхал от ласковой девушки, ни встречному, ни поперечному не рассказывать.
Но зато, когда стал Доброхот завещать свой престол королевичу, повелел он дьяку, чтобы списали всю эту историю без одной без ошибочки золотою тростию на мехе и коже, чертами и резами, почертив строки без зализей, со брегами широкими во все стороны, и прикладать ко былым словам в стать письмена небылишные, гласные и согласные. И указал Доброхот завернуть этот список в парчу, и в камку, и в холстиночку, и положить на дно в золотой ларец, и убрать в теремной в подвал под семь замков и за семью же печатями: пусть лежит там до времени, пока перейдут временители.
Так это все в аккурате и сделано, и списание до сих пор лежит под печатями, а дела в королевстве идут все опять по-старинному, и все там опять не спорится, не ладится, а идет все, как было при дедах и прадедах. Не пришел еще, видно, час воли Божией.
На том старая сказка и кончена.


Уф Very Happy Мне удалось отсканировать обещанную сказку. Удивительно, этот образ в нашем народе наверное на генетической памяти заложен нашими предками - щурами.

Наташа
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автора
Sabadash




Зарегистрирован: 17.09.2002
Сообщения: 971
Благодарили 100 раз/а
Населённый пункт: Казань

153759СообщениеДобавлено: Сб 12 Мар 2005, 1:27 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Very Happy


Последний раз редактировалось: Sabadash (Сб 12 Мар 2005, 17:43), всего редактировалось 2 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автора
Sabadash




Зарегистрирован: 17.09.2002
Сообщения: 971
Благодарили 100 раз/а
Населённый пункт: Казань

153760СообщениеДобавлено: Сб 12 Мар 2005, 1:31 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Мне многое у Чехова нравится, если по теме то есть рассказ "Моя жизнь" или Рассказ провинциала. Чехов как врач вскрывает язвы общества, достаётся всем, особенно сильно прописаны деревенские нравы. Передовые взгляды общества того времени, жизнь на земле интеллигенции, что получалось из этого.
Россия того времени прописанная Чеховым многому учит но в ней нет того, что просто великолепно описал в своих книгах его современник Ю. Миролюбов.
У Миролюбова в книге "Сакральное Руси" хоть это больше научный труд с такой любовью и пониманием описана деревенская Россия, просто чудесно. Он был сыном приходского священника и жил с рождения в деревне. У него была бабка Захариха такая же няня как у Пушкина Арина Радионовна это просто кладезь народной мудрости.
Взгляд как народ воспринимает новое и как в нём уживается старое, ведическое как это трансформировалось в обрядах в обыденной жизни.
Мне было очень интересно читать.

Наташа
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автора
Sabadash




Зарегистрирован: 17.09.2002
Сообщения: 971
Благодарили 100 раз/а
Населённый пункт: Казань

155361СообщениеДобавлено: Чт 17 Мар 2005, 0:32 | Ответить с цитатойВернуться к началу

verasonka, А вот эту притчу я нашла у Рубаи.

Рубаи:

Кто малым лишь доволен, тот
Заслужит у людей почет;
А тот, кто алчен, тот, кто жаден,
Лишь унижение найдет.


Рассказ о шейхе, который довольствовался малым


Обличающий божественные тайны шейх Шах-Зийаратга-хи - да освятит Господь его усыпальницу - решил пойти по пути довольства малым и поселился в селении Зийарат-гах. Он не брал подаяний и подношений людей, отказывался от даров могучих царей. Он работал на своей небольшой наследственной усадьбе, сеял хлеб и сажал деревья. Своими золотыми руками он свои нивы поливал, ненужные ветви со своих деревьев срезал. Таким путем, довольствуясь малым, он жил и одному Богу служил.
В силу предписания " Будет почитаться тот, кто довольствуется малым " он дошел до такого положения, что властвующие султаны, ученые и сведущие шейхи из столичного города Герата приходили за несколько верст на поклон к этому великому человеку, целовали прах его порога и этим самым поднимали голову своей гордости к небосводу. Все, что попадало в их руки из хлеба его посева или из плодов его сада, они, бережно храня, относили в город своим женам и детям; те, кто ел эти плоды, надеялись на спасение в загробной жизни. Плоды довольства не могут быть более совершенными, благоухание пахучих трав цветника радости не может быть приятней.


Рубаи:

Немало создал Бог наш чудес на этом свете,
Но не присвоит добрый себе богатства эти.
Раздаст он все именье тем, кто его не просит.
И алчность не уловит такого в свои сети.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автора
verasonka

Ищу половинку :)



Возраст: 42
Зарегистрирован: 03.03.2005
Сообщения: 180
Благодарили 7 раз/а
Населённый пункт: Беларусь, Минск

155370СообщениеДобавлено: Чт 17 Мар 2005, 1:23 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Прочитала я сказку Лескова. Действительно интересно! Эта девушка как раз напоминает Анастасию! Сразу вспомнились все те сказки, что читали мне в детстве и что читала я сама.

Столько мудрости в народных сказках! Спасибо большое, Наташа! любовь

Наверное, хотя многие древние письменные источники славян и ведруссов были уничтожены или утеряны, наши предки постарались, чтобы до нас дошла правда, хотя бы через сказки и притчи.

В последнее время много говорят про книгу "Код Да Винчи". Там вроде бы доказывается, что у Иисуса Христа и Марии Магдалены были дети, и наверное сейча живёт рядом с нами кто-либо из их потомков. Вот интересно было бы почитать. Может, кто-то уже читал? Мне интересно не содержание (так как надеюсь сама почитать), а правдоподобно ли это с точки зрения анастасиевцев. Smile

Всем радостных мыслей и счастливых творений любовь Вера
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Leshka




Зарегистрирован: 06.03.2004
Сообщения: 17



160067СообщениеДобавлено: Вс 03 Апр 2005, 23:33 | Ответить с цитатойВернуться к началу

Социологический опрос в Белоруссии.
Дорогие единомышленники, для того чтобы выявить общую го-товность и определить свои дальнейшие шаги в процессе движения к созданию своих Родовых поместий инициативная группа МОО «Сотво-рение» разработала анкету социологического опроса для граждан Рес-публики Беларусь, которая в электронном виде размещена на сайте www.sotvorenie.org в разделе библиотека под названием анкета.
Вот уже на протяжении многих лет мы, желающие создавать свои Родовые поместья, пишем индивидуальные и групповые обращения в органы власти, где выражаем свое желание строить прекрасное буду-щее своей страны через создание Родовых поместий.
А ведь наши государства, для того чтобы исследовать отношения граждан к тем или иным вопросам, проводят опросы общественного мнения, где задаются конкретные вопросы и даются на них конкретные ответы. Это механизм работы системы и нам желательно было бы им воспользоваться для донесения конкретной информации. Целью данно-го социологического опроса является выявление общей картины готов-ности граждан нашей страны и предоставление результатов проведен-ного социологического опроса в органы власти для того, чтобы пока-зать сложившуюся ситуацию и вступить с ними во взаимодействие по вопросу разработки законодательной базы в области создания Родовых поместий и путей по ее реализации. За нас и без нас это никто делать не будет и поэтому в этом вопросе нам самим следует проявлять инициа-тиву.
В Белоруссии планируется задействовать в данном социологиче-ском опросе все регионы нашей страны. Поэтому просим всех белору-сов на местах, у кого есть возможность принять в этом участие: распе-чатать анкеты социологического опроса и провести его среди наших единомышленников на местах. Для тех, кто будет этим заниматься не-обходимо каждый раз на встречах объявлять об этом и разъяснять важ-ность данного опроса потому как по опыту проведения видно, что наши люди не особо инициативные. Иногда даже задаешь себе вопрос как они будут строить свои Родовые поместья, если даже сейчас ленятся сделать такую малость для общего дела- только высказать свое мнение. Этот опрос нужен для нас ни для кого более. В Минске на данном этапе опрошено около 150 человек. Планируем к лету опросить около 400 че-ловек. Чем больше мы людей опросим, тем лучше для нас и тем весо-мее будут шаги. Если даже вы сможете опросить пару человек это уже лучше чем ничего.
Готовые анкеты лучше всего присылайте заказными письмами на адрес 220018 г. Минск ул. Одинцова, 35-93 Горбачеву А.И., а лучше всего передавайте из рук в руки нашим единомышленникам в г. Минск. Тел. для справок 8-0297-58-42-79 - Алексей.
Хочется поделиться еще одной радостью с вами дорогие единомыш-ленники. У нас в стране появился еще один коренной родовой помещик под Новогрудчиной. Зовут его Михаил. Он два с половиной года гото-вился к этому. Купил дом на Родине своих родителей недалеко от тех мест, заработал денег для того, чтобы в первое время пока не укрепить-ся на новом месте, было на что жить. Но вот, пока нет у него второй половинки. Так что дорогие девушки становитесь в очередь к такому решительному ведруссу. Сам Миша вообще человек очень чистый и открытый, отличный слушатель, очень добрый, светлый пишет замеча-тельные стихи и песни. Многие, кто бывал на собраниях в Сотворении слышали его. Очень хорошо знает травы и их целебные свойства. Чест-но говоря, нам будет без него нелегко потому, как на него всегда можно было положиться, никогда не подведет. От него исходит столько добра и света, что порой рядом с ним начинаешь видеть свое несовершенство. Переехал он на свою Родину первого апреля. Я ему помогал отвозить вещи на своем микроавтобусе. В тот момент чувствовалось, что эта са-мый важный переломный момент в его жизни. Прощай город здравст-вуй новая счастливая жизнь, здравствуй свобода. В следующий раз мы его увидим где-то через месяц. Я думаю смотреться на фоне с ним мы будем тускловато. А места у него там просто абалденные. Холмистая местность, родники. У Михаила есть свой сад на вершине холма возле леса, который закрывает его от холодных северных ветров, а сад полно-стью открыт для солнечного света. Ближайшие соседи от него находят-ся где-то в двухстах метрах. Вообще они у него классные душевные люди, всегда рады предложить свою помощь. В тех местах, по словам Михаила, много домов, в которых никто не живет. Так что есть воз-можность приобрести для желающих. Он живет там рядом еще с одним нашим единомышленником- Еленой Владимировной. Так что им там тоже скучно не будет. Вот такие дела.
А также приглашаем всех на праздник, который состоится пятого апреля по адресу ул. Макаенка, 8, в восемнадцать часов тридцать ми-нут. Несите с собой чаи, торты, печенья (желательно самодельные), ги-тары, песни, конкурсы, заряд прекрасного настроения- будем праздно-вать и веселиться. 8 апреля 2002г. была официально зарегестрированно Международное общественное объединение «Сотворение». К этому дню мы приурочили еще и празднование трехлетия нашей организации. У нас там много чего намечается, в общем приглашаем всех, приходите и принимайте участие в этом празднике. Наши предки умели праздно-вать столько праздников, так пора и нам учиться. Приходите, очень ждем вас. До встречи и всего хорошего.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему   Все сообщения темы   вывод темы на печать


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



Журнал модерирования


© 2002-2018 Все права принадлежат Anastasia.ru!
Все материалы, публикуемые на этом сайте, могут быть использованы на усмотрение Фонда "Анастасия", в том числе, и в выпусках Альманаха. Если Вы используете материалы с нашего сайта, то ссылка на нас обязательна. За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация Фонда "Анастасия" ответственности не несёт!


Powered by рhрВВ © 2001, 2002 рhрВВ Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB