WebDi писал(а): |
Узнал у экологов...
Весь этот проект - дело тёмное. Все ждут принятия Лесного кодекса. Возможно именно через этот кодекс хотят что-то "протолкнуть". |
Цитата: |
Эта тема уже обсуждалась на нашем форуме. Выскажу основные свои комментарии по этому поводу.
1. Китай как государство не имеет права на получение лесов в аренду на территории России - просто по действующему законодательству. Примерно то же самое с иностранными компаниями. Арендатором может стать российская компания (т.е. зарегистрированная в России), пусть даже она является 100% "дочкой" китайской. Но формально она будет все равно российской. 2. То, что происходит с лесом, зависит не от национальности арендатора (в смысле владельцев компании), а от законов и правил страны, где находится аренда, и от того, как соблюдение этих законов контролируется, а также от квалификации работников и их отношения к лесу. Наши - чисто российские - арендаторы обычно относятся к лесу по принципу "а после меня хоть трава не расти", законы же наши мутные и бестолковые, а государственная лесная охрана непосредственно на местах фактически полностью ликвидирована Федаральным законом № 199 2004 года и последующими постановлениями правительства по его реализации. 3. Если это лесная аренда в Тюменской или Свердловской области, то она, скорее всего, будет ориентироваться на создание какой-то местной переработки - ЦБК или лесопиления, поскольку слишком большие расстояния вывозки до Китая. У китайцев, во-первых, свои лесные ресурсы, с учетом доступности, превышают российские (например, современный объем собственной заготовки древесины в Китае примерно вдвое превышает суммарный объем всех рубок в России), и во-вторых, даже с учетом стоимости доставки, древесина с лесных плантаций, например, из Новой Зеландии уже сейчас обходится китайским переработчикам примерно в ту же цену, что хвойная древесина из России. Все-таки наша родная и сопредельная китайская коррупция обходятся недешево. 4. Пока заявления нашей власти о том, что вот-вот леса будут переданы в аренду китайцам, представляются не совсем обоснованными - во всяком случае, опровержения этому с китайской стороны уже были. Думаю, что во многом это блеф, рассчитанный на то, чтобы "прозондировать" общественное мнение и заодно показать "главному", что тот или иной губернатор или то или иное ведомство активно работает над привлечением зарубежных инвестиций в российскую экономику. Хотя, конечно, экспансия китайского бизнеса в России имеет место быть, в том числе и в лесной отрасли. 5. Тем не менее, несмотря на все выше сказанное, передача очень крупных лесных участков в аренду китайским компаниям представляет серьезную опасность - просто потому, что в условиях мутного и бездарного лесного законодательства (особенно если будет принят новый кодекс - который по мутности превосходит предыдущий), немощности государства и отсутствия государственной лесной охраны, и повальной коррумпированности чиновничества в природно-ресурсной отрасли крупная и финансово могущественная компания может делать все что угодно. А именно такая может взять в аренду миллион гектаров леса. Тем более, что любой крупный инвестор сразу "облепляется" как мухами контролирующими чиновниками, заботящимися только о взятках или о том, как переложить на инвестора свою работу - и эти проблемы инвестор решает, разумеется, за счет более варварского отношения к лесу. Что с этим делать? Во-первых - требовать от власти, чтобы решение о передачи больших лесных территорий в аренду происходило гласно, с учетом мнения преобладающего количества жителей региона, где это происходит. Во-вторых - добиваться лучших законов, а прежде всего - изменений в лучшую сторону нового Лесного кодекса (если этого не добиться - то и без китайских компаний у наших лесов перспективы плачевные). В третьих - добиваться воссоздания реальной наземной лесной охраны, способной контролировать ситуацию в лесах. Методы всего этого могут быть разными - от писем и обращений к президенту и губернаторам до акций и демонстраций протеста. |
output generated using printer-friendly topic mod. Часовой пояс: GMT + 4